8 отвратительных хорроров — в обзоре Ив Мольер.


Кафка говорил, что книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее озеро внутри нас. А кинематографисты мира хоррора утверждают, что фильм ужасов должен быть мощным пинком, способным ударить по желудку зрителя и вывернуть содержимое оного наружу. Отвращение – одна из извращенных и изысканных форм человеческого страха, и манипулировать нашей врожденной брезгливостью – дело удивительно занятное. Однако фантазия режиссера порою выходит за рамки обыденного забрызгивания экрана физиологическими жидкостями и разрубанием плоти на кусочки. Как именно мерзкие истории находят свое воплощение на большом экране – смотрите сами. Желательно, натощак.

8.

Кинопроба (1999)

Странно было бы не включить в этот рейтинг экзотическое блюдо – азиаты знают толк в извращениях и утонченных многочасовых пытках. «Кинопробы» — работа скандально известного Такаси Миике, любимца европейских фестивалей и фаворита большинства критиков. С жанром хоррора у японца сложилось как нельзя лучше – он явно чувствует ту самую грань, где заканчивается обыденный страх и начинается истерика. Так, «Кинопробы» сшибают зрителя с ног вроде бы и бесхитростным, но безотказно работающим эффектом нагнетания обстановки – от нежной романтичной мелодрамы к жесткому марафону садизма и унижения.

История повествует об одиноком и утратившем надежду мужчине, который, потеряв жену, так и не обрел истинного счастья. В поисках любви главный герой организовывает импровизированные кинопробы, на деле являющиеся смотринами. Очень скоро находится истинный ангел – хрупкая и притягательная дама, покоряющая сердце главного героя. Впрочем, кто сказал, что демоны должны быть уродливы? Под ангельской личиной скрывается истинное зло. Зло это в совершенстве изучило болевые точки, с легкостью отпиливает конечности, отрубает головы и способно сломить волю своей жертвы в считанные минуты.

8 -

7.

Дженнифер (эпизод цикла «Мастера ужасов») (2005 – 2007)

Дарио Ардженто – признанный гений своего дела и король итальянского хоррора. Он знает наверняка, как довести зрителя до исступления и надолго выбить его из колеи. Отличный тому пример – эффектный эпизод из цикла «Мастера ужасов» — «Дженнифер». Это лаконичная и страстная история про уродку, которую спасает коп. Почти классический шаблон романтики – девушка в беде и вовремя подоспевший герой. Оговоримся только, что принцесса рыцарю досталась своеобразная – со шрамом на все лицо, безумными глазами и клыкастыми челюстями, вывороченными наружу. Кому какое, впрочем, дело, если лицо можно прикрыть светлыми волосами, а фигурка у леди что надо. Да и как не пожалеть тоскливо скулящее существо, которое доверчиво ластится к спасителю и едва ли не мурлычет от теплых прикосновений.

«Дженнифер» — теперь уже редкий пример ленты, где каннибализм обрисован в уродливых красках, а не приукрашен воздушным облаком эстетства и грации, как в современной хоррор-культуре. Чудовище Ардженто – не только убийца, но и соблазнительница. Как хитрой лисе с лицом монстра удалось безнаказанно кормиться чужими внутренностями, гадать не приходится. Мораль стара как мир: даже если оно строит глазки и мило ласкается, нет никакой гарантии, что во рту не найдутся острые зубы.

7

6.

Танатоморфоз(2012)

Танатоморфоз – это просто новое веяние некрореализма, полностью поглотившее хоррор-жанр и уже отыскавшее последователей в лице той же самой «Зараженной». Гниющая плоть заинтриговала Эрика Фалардо настолько, что он решился посвятить процессу разложения целый фильм, то ли подразумевая утонченную метафору об увядании души человеческой, то ли просто копошась в червяках и личинках, пока зритель отчаянно борется с желанием очистить желудок. Мало кто из нас готов обдумывать перспективу гниения в могиле, но разложение наяву – это очевидное табу из серии бредовых идей. Впрочем, обществу приходится столкнуться с новым фетишем в мире искусства: хочешь показать бесполезность и бренность существования своего персонажа – преврати его в испорченный стейк.

Лента садистски-медленно препарирует процесс внезапного разложения еще живой девушки Лауры, которая сначала списывает неприятные симптомы на загадочный недуг, но потом осознает, что она – живой труп. И не просто зомби, охотливый до плоти, а олицетворение греховности и смертности рода человеческого. Много грима, много окровавленных бинтов, много лоскутов кожи и ну очень много плотоядных личинок- попробуйте выстоять этот гниющий марафон и не задуматься о кремации.

6 -

5.

Маленькие смерти(2010)

Не спешите обманываться: смерти, может, и маленькие, но вот либидо создателей может похвастаться неимоверными размерами. Сексуальная составляющая картины не просто превращает ее в пикантную закуску, но добавляет скандальности и притягательности. Все мы подсознательно любим созерцать грязные делишки психов, но когда это действо сопряжено с оргиями, совокуплениями и извращениями, просмотр становится в разы увлекательнее (здравствуй, омерзительная человеческая природа!). «Маленькие смерти» откроют вам глаза на истоки жестокости, отфильтровав чистое насилие в три пугающих и манящих истории, одна отвратительнее другой.

Ленту, безусловно, можно рассматривать и как яркий протест против современной антисоцильности и распущенности общества, однако особого акцента на этом не сделано – создатели еще в слогане пообещали больше экспериментов и меньше морализаторства. Внутренний Достоевский зрителя обречен напряженно и обиженно молчать, созерцая, как людские души пускаются в хоровод безумия, увлеченные страстью, любовью и похотью.

5 -

4.

Мученицы (2008)

Хочешь получить деликатес – найми поваром француза. Принцип, применимый не только для кухни, но и для кинематографа. Франция, как известно, рождает не только романтиков, но и одаренных садистов – Паскаль Ложье, по крайней мере, сумел отразить все оттенки жестокости в своей кровавой бойне с религиозным подтекстом. «мучениц» легко обнаружить в списках а-ля «100 самых страшных фильмов ужасов за всю историю человечества», «фильмы, опасные для вашей психики» и в прочих рейтингах с заманчиво-пугающими названиями. Интернет-культура также породила не одну легенду о людях, попрощавшихся с рассудком после просмотра ленты. Словом, достойная реклама и кровавая слава.

Девушке по имени Люси удается вырваться из плена маньяков, мучавших и избивавших ее на протяжении года. Однако свобода не оказалась сладким спасением – жуткие шрамы и глубокая моральная травма приводят героиню назад, к своим мучителям, чтобы отомстить за все пережитое. Выясняется, что злодеи преследуют благородную и безумную цель – узнать как можно больше о загробном мире и услышать божественные слова из уст своих мучениц. Сколько боли и страданий необходимо пережить, чтобы увидеть райские сады и адские котлы да еще и успеть об этом рассказать, – думайте сами.

Даже искушенные разного рода извращениями Канны от ленты открестились наградами за лучший грим и лучший европейский фантастический фильм, подметив, что натуралистических сцен в «Мученицах» в избытке – и впрямь недолго попрощаться с рассудком. Лента получила рекордно высокий рейтинг, была запрещена к показу по ТВ и осталась где-то в пучинах мирового хоррор-кинематографа одинокой и устрашающей барракудой.

Мученицы
3.

Затащи меня в Ад (2009)

Осторожно: ваш рвотный рефлекс может стать чьей-то забавой! Сэм Рэйми докажет вам, что даже черная комедия способна вызвать устойчивое отвращение к старушкам. Увлекательный аттракцион под названием «Затащи меня в Ад» только с первого взгляда кажется интересной фантазией на тему цыганских проклятий и черной магии. На деле – это утонченный стеб над первоисточником: в 1996 году в Орегоне банковский работник жаловался, что его прокляли за отказ выдать кредит. Рэйми приправил эту историю очаровательной блондинкой, мерзкой злодейкой и парой литров слизи, рвоты, слюны и грязи.

Главная героиня, Кристина, дорожит своей работой, но больше всего жаждет продвижения по карьерной лестнице. Кто бы мог представить, что палкой в колесе окажется престарелая Сильвия Гануш – уродливая и надоедливая старушенция, не способная расплатиться по счетам за свой дом. Не пережив отказа в отсрочке по платежам, Шапокляк решает проклясть девушку, превратив ее жизнь в тошнотворный кошмар. Создатели нашпиговали ленту максимальным количеством нелепых и отвратительных сцен, преследуя неизвестные цели. То ли классическое запугивание зрителя набило оскомину и утратило актуальность, то ли Рейми решил проверить, можно ли превратить смех сквозь слезы в смех сквозь блевотину.

2 -

2.

Человеческая многоножка (2009)

Говоря об омерзительном кино, сложно остаться оригинальным и не упомянуть вездесущую «Человеческую многоножку» — королеву интернет-форумов, музу маньяков, покровительницу психозов. Собственно, если ваш желудок и мозг еще не пережили знакомства с этим очаровательным опусом кинематографа, то в миру истинных поклонников хоррора вас сочтут «зеленым». Отец всемирно известного детища – Том Сикс, человек в шляпе, который начинал свою карьеру с «Гея в Амстердаме», а потом отчего-то решил кардинально сменить направление, подавив в себе логику и эстетику в любом их проявлении.

Начинается эта история весьма банально и привычно для жанра – очаровательные американки в поисках убежища на ночь натыкаются на жутковатого доктора, который отправляет наивных пташек сначала в обморочное состояние, а затем в импровизированную больницу в своем подвале. Приблизительно с этого момента вещества, принятые Томом Сиксом, начинают активно действовать, потому что главный злодей открывает зрителю страшную правду о своих целях. Люцифер в халате планирует соорудить человеческую многоножку, сшивая анальное отверстие одного пациента с оральным другого, — так и должна получиться единая пищеварительная система. Удобно, экономично, компактно. Омерзительно, тошнотворно, бредово.

Здесь же необходимо отметить, что многоножка не одна, Том Сикс снял уже две и активно планирует третью, за которой, возможно, последует новая череда фантазий на заданную тему. Решившимся ознакомиться с трилогией настоятельно рекомендуется запастись объемным тазиком и необъятным терпением. Да пребудут с вами правильные пищевые цепочки.

Человеческая многоножка

1.


Экстирпация
(2012)

Смерть – новое слово в моде среди подростковой касты. Блестящий скальпель, мерно разрезающий теплую плоть – новое отражение профессиональных стремлений. Юные девочки, страдающие от акне и гормональных атак собственного организма, уже не грезят о покорении модельных подиумов — их путь к Олимпу выстлан ошметками свежего мяса. В этом смысле Полин идеально вписывается в модернизированное фрик-шоу униженных и оскорбленных, которые пробиваются к признанию и уважению весьма своеобразными путями. Она любит коротать вечера за пухлыми книгами по анатомии, пристально разглядывая органы, предпочитает разговоры с Иисусом общению с внешним миром и только в сладких объятиях Морфея переносится в свой идеальный мир, где она – богиня смерти, насилия и крови. Словом, леди весьма своеобразно вгрызается в гранит науки, пока в соседней комнате ее сестру медленно, но методично убивает треклятый муковисцидоз. Спасением может оказаться только срочная операция, которую Полин мечтает провести собственноручно.

В России фильм так и дошел до большого экрана, с названием тоже вышла путаница: вместо сложного и непонятного термина «экстирпация» предлагали и «обрезание», и «удаление», и бог весь еще какие словечки, способные подчеркнуть монструозную любовь ленты к расчленению. Впрочем, сети истинных киноманов фильм ни в коем случае не минует, хотя бы из-за эпизодической роли Малькольма МакДауэлла, привычного к разносортным фантасмагориям, и «артхаусного» содержания, как нельзя лучше обнажающего актуальное фэшн-насилие и тематику садомазохизма. Одними только фантазиями Полин, переносящими зрителя в кислотную реальность лазурных стен и бесконечных оргий на операционных столах, можно расплавить содержимое черепной коробки и вызвать болезненную тошноту от безысходного и тоскливого настроя ленты.

1 -