Кристофер Робин (Christopher Robin), 2018, Марк Форстер

Виктория Горбенко рассказывает о «Кристофере Робине» Марка Форстера

В детстве у меня был белый медвежонок. С годами вокруг него вырос целый медвежий зоопарк, но вот этот кособокий все равно был самым любимым. Светлая шерстка постепенно серела, и однажды смотреть на эти лохмотья стало совсем грустно. Тогда я решила его постирать в противно гремящем эмалированном тазу. Медведь не стал идеально чистым, зато стал тяжелым и бесформенным – и отправился сушиться на балкон. После этого мышастая шкурка приобрела ржавый окрас в бурых подтеках неясного генезиса, а мордочка окончательно перекосилась. Медведю пришлось отправиться на покой, и это до сих пор одно из самых неловких детских воспоминаний, заставляющее чувствовать себя той гадкой хозяйкой из бартовского стихотворения, бросившей зайку под дождем. Но даже в самых жутких кошмарах, спровоцированных ночными чтениями «Кладбища домашних животных», изувеченный питомец не приходил меня навестить. А в диснеевском фильме с плюшевым рейтингом 6+ — приходит.

Кадр из фильма «Кристофер Робин»

В центре истории – повзрослевший Кристофер Робин (где Робин – это фамилия). Он давным-давно покинул Стоакровый лес, завел семью и трудится в чемоданной компании, переживающей не лучшие времена. Отправив жену с дочерью на выходные в свое родовое гнездо, Кристофер остается в Лондоне, чтобы успеть к важному совещанию свести дебет с кредитом, а иначе кто-то из его подчиненных будет уволен. Тут-то ему и встречается позабытый друг – глупенький, но отважный плюшевый мишка. Винни растерял всю свою компанию и очень нуждается в помощи. Чертыхаясь, мужчина сгребает в охапку медведя и мчится в Восточный Сассекс, чтобы протиснуться в волшебное дупло и доставить потеряшку домой. По дороге они попадают в разнообразные курьезные ситуации, потому что Пух не привык молчать, а прохожие не привыкли к говорящим игрушкам. Да и вообще, в Лондоне не стоит здороваться со всеми.

Марку Форстеру, который поставил «Волшебную страну» с Джонни Деппом в роли «отца» Питера Пэна, гораздо больше подошел бы сценарий байопика об Алане А. А. Милне – прошлогодней картины «Прощай, Кристофер Робин». Диснеевский проект гораздо менее драматичен и тесно зажат в прокрустовом ложе семейного просмотра. Погоня за двумя зайцами (или – за двумя «ушастиками», ведь права на привычные имена персонажей «Винни-Пуха» принадлежат наследникам Бориса Заходера, пересказавшего книжку Милна), на удивление, не делает кино плохим. Быть может, просто не тем, каким его хотелось бы видеть. Попаданческий юмор добродушен, понятен всем возрастам и бесперебойно работает на протяжении всего хронометража, моралите о предпочтении семейных ценностей решению рабочих проблем очевидно и труднооспоримо, красочность и динамичность повествования не дает заскучать. Но по-настоящему высокую ноту фильм берет только во второй трети, где Кристофер Робин с вечно мальчишечьим лицом Юэна МакГрегора встречается со своим детством.

По-настоящему высокую ноту фильм берет только во второй трети, где Кристофер Робин с вечно мальчишечьим лицом Юэна МакГрегора встречается со своим детством

Выцветший Стоакровый лес приветствует пожухлыми папоротниками. Из сизого тумана неуверенно выходят его потрепанные обитатели: Хрюня, Тигруля, Кенга, Крошка Ру и Ушастик. Царит атмосфера запустения, и все вокруг будто обвиняет тебя в том, что ты вырос, оставив друзей одних наедине с коварными слонотопами и прочими ужастлями. Тоска и неудобство сопровождают каждый шаг Кристофера Робина по омертвелой сказке, начиная с того момента, когда он застревает в дупле – не потому, что слишком много ел, а потому что волшебный мир детства стал ему тесен. Ощущение скукоживающегося при взрослении пространства однажды здорово описал Стивен Кинг: «Комната теперь выглядела маленькой — не тем местом, куда возвращаются, а тем местом, откуда уходят». Так вот, в детство не возвращаются, как бы студия Дисней ни пыталась убедить в обратном. До боли родной медвежонок может сколько угодно кряхтеть с пыльных антресолей: «Предатель!» Собственные дети могут сколько угодно обижаться из-за испорченных выходных. Но, когда от тебя зависят чужие судьбы, выбирать особо не приходится. Только в сказках можно решить проблему, просто отправив всех в отпуск.