Лучший фильм

1) Враг

Вильнев — лучшее, что могло случиться с довольно монотонным романом Сарамаго. Пауки плетут паутину, замечательный артист Джиленхаал вздыхает. Больше желтого в цветовой гамме, больше гнетущей атмосферы!

2) Афера по-американски

Несмотря на заявленную комедийность, «Афера» все-таки преимущественно грустное кино. Про беды от женщин, про дружбу и ошибки, за которые будет стыдно на протяжении многих лет. Звучит банально, се ля ви. Пластинка Эллингтона закольцовывает повествование, аферы и ФБР-овские разборки — лишь фон.

3) Советник

Покормите женщину. Если она голодна, то лучше удалиться на безопасное расстояние (в другой штат). Великое кино про советника, который весь фильм слушает советы. И про болито. И про сомика. Собственно, если бы Ридли Скотт начинал сейчас, его дебют бы так и выглядел.

4) Великая красота

Рим умирает, отголоски прошлого возникают в памяти после продолжительных ночных      вечеринок. А стоило всего лишь вернуться в молодость. Соррентино, кажется, на пике. Способность ухватить мгновение и показать через них жизнь доведено до абсолюта.

5) Пленницы

Нечто большее, чем обычная история про похищение детей. Преступления, во имя возмездия. Правосудие своими руками. Уголовный кодекс как неизбежное наказание. По-хорошему, здесь нет однозначно хороших людей, обстоятельства их все равно меняют. Ну и да, Диккинс – бог.

6) Стокер

Несмотря на довольно хлипкую сценарную основу, вылазка на американскую землю, режиссеру «Олдбоя» (и еще нескольких замечательных фильмов), удалась. Красиво, плавно, нежно. Цветы окропились кровью, тела мужчин падают на землю.

7) Волк с Уолл-стрит

Из жизни не очень замечательных людей и их подельников. Далеко не про кокаин, алкоголь и другие препараты. А про жен, бросающих после краха и друзей которые перестают ими быть. Про то, что деньги – не все, а может и все. Кому-то нравится ехать утром в метро, кому-то проводить утро в феррари с блондинкой. А может и нет.

8) Нимфоманка 1/2

Про женскую душу, нимфоманию, покупку тигра и рыбалку. Триеру захотелось поговорить, рассказать ироничные и трагические зарисовки. Монолог удачный, сколько бы он ни длился.

9) Пена  дней

Это, прежде всего грусть в разрезе, опустошающая. Мир, в котором пропали яркие, да и вообще, все краски.

10) Зимний путь

Живое, совершенно невыносимое  первые полчаса, кино.  Впечатление, о котором формируется лишь через пару часов после просмотра. Вытеснить из памяти уже невозможно. Талантливо, об универсальном чувстве, невозможном чувстве и обреченных людях.

 

Лучший актер

Пугающе прекрасный Феникс, трогательный Бейл, привычно хороший Тони Сервилло, Дерн (тоже трогательный) и ДиКаприо (лучше уже не сыграет). Ничего нового. Замыкают пятерку Джиленхаал (соблазн включить его в за «Пленниц» во второй план был велик) и Долан.

1) Хоакин Феникс (Она).

2) Кристиан Бейл (Афера по-американски)

3) Тони Сервило (Великая красота)

4) Брюс Дерн (Небраска) / Леонардо ДиКаприо (Волк)

5) Джейк Джиленхаал (Враг) / Ксавье Долан (Том на ферме)

 

Лучшая актриса

Совершенно чудесная Адамс (она, в принципе, всегда чудесна, но в «Афере» особенно). Скудный лидинг (без Бланшетт, простите), потому за Адамс следуют; нежнейшая Руни Мара, привычная Дельпи, неземная Васиковска и неожиданно — Кэмерон Диаз.

1) Эми Адамс (Афера)

2) Руни Мара (Несвятые)

3) Жюли Дельпи (Перед полуночью)

4) Миа Васиковска (Двойник, Стокер)

5) Кэмерон Диаз (Советник)

 

Лучший режиссер

Вильнев, ранее широко известный только в родной Канаде, снял два совершенно прекрасных фильма за один год. Дэвид О. Рассел, надеюсь, не прекратит снимать кино про психов. Соррентино привычно крутой. Ридли Скотт окончательно обрел четвертую или пятую молодость. А Триер… что Триер, стоит в сторонке, как всегда.

1) Дени Вильнев

2) Дэвид О. Рассел

3) Паоло Соррентино

4) Ридли Скотт

5) Ларс Фон Триер

 

Лучшая мужская роль второго плана

Фассбендер — лучшее, что было в ленте МакВина. Пара Реннер/Купер — неожиданно органична. «Майор» не самое крепкое кино, но Быков безусловно отыграл сильный образ. Замечательный актер Чхе-Мин-Сик, редко, но метко выходит на сцену, здесь уже в качестве, кажется примы. Бардем одними глазами передает страх, от случая с сомиком, ему веришь, безусловно.

1) Майкл Фассбендер (12 лет толерантности)

2) Джереми Реннер (Афера)/Бредли Купер (Афера)

3) Дмитрий Быков (Майор)

4) Чхве-Мин-Сик (Новый мир)

5) Хавьер Бардем (Советник)

 

Лучшая женская роль второго плана

Лоуренс прекрасна (чаще всего только у Рассела). Дальше — Сейду, куда более естественная, чем Экзаркопулос. Йохансон для попадания в список хватило только голоса. Скуиб и Хоукинс, в обоих случаях – сгустки энергии, в случае «Жасмин» оживляющий историю, а в случае «Небраски» увеличивающий обаяние.

1) Дженнифер Лоуренс (Афера)

2) Леа Сейду (Жизнь Адель)

3) Скарлетт Йохансон

4) Джуин Скуиб (Небраска)

5) Салли Хоукинс (Жасмин)

 

Лучший сценарий

Построенная на импровизации «Афера», в которой Сингеровская основа перебивается привычными для Рассела психами и их заскоками. О качестве работы МакКарти не стоит даже упоминать, разве что в очередной раз отметить — какие же там чудесные диалоги! Триер как всегда о своем, но душой не стареет. Дебютант Галетта выдал очень правильную историю о взрослении. Хун-Джон … по фабуле — «Новый мир» не самое оригинальное зрелище, но чертовски изящное.

1) Дэвид О. Рассел и Эрик Уоррен Сингер (Афера по-Американски)

2) Кормак МакКарти (Советник)

3) Ларс Фон Триер (Нимфоманка)

4) Крис Галлетта (Короли лета)

5) Пак Хун-Джон (Новый мир)

 

Лучший адаптированный сценарий

Худжон, в общем-то, не самый лучший сценарист, и вероятно ничего лучше «Врага» не напишет. Гондри и Босси удачно, и наиболее точно  адаптировали прозу Виана, хотя не так много и пытались до этого. Айоади и Корин разбавили Достоевского Кафкой, и как ни странно, получилось. Уинтер просто молодец .  А остроумная пьеса Айвза заиграла новыми красками на экране, хотя это уже скорее заслуга Полянски.

1) Хавьер Худжон (Враг)

2) Мишель Гондри и Люк Босси (Пена дней)

3) Ричард Айоади и Эви Корин (Двойник)

4) Терренс Уинтер (Волк с Уолл-стрит)

5) Девид Айвз и Роман Полянски (Венера в мехах)

 

Лучшая операторская работа

1) Роджер Диккинс (Пленницы)

2) Фидон Папамайкл (Небраска)

3) Михаил Кричман (Зимний путь)

4) Брэдфорт Янг (Несвятые)

5) Лукка Бригацци (Великая красота)

 

Лучший оригинальный саундтрек

1) Советник

2) Она

3) Двойник

4) Том на ферме

5) Небраска

 

Лучший подбор музыки

Зимний путь, помимо, естественно, Шуберта попадет в топ благодаря задействованию Koudlamа и его «Love Song». В двух случаях ниже – саундтрек составляет слепок времени, что более явно у О.Рассела и более задорно у Скорцезе. А в «Грязи» просто очень приятная сборка песен.

1) Зимний путь

2) Афера по-Американски

3) Волк с Уолл-стрит

4) Армагеддец

5) Грязь

 

Лучший анимационный фильм

Наиболее теплое и живое зрелище из всей мультипликации выпущенной в этом году — Эрнест и Селестина

Дрянь года

Каждый из этих фильмов плох по-своему. Но Горько, несомненный лидер. Страшное кино, ужасное, патологически не смешное, куда более натуралистичный экскурс в грязную, мерзкую вселенную, чем «Трудно быть богом».

1) Горько

2) Олдбой

3) 12 лет толерантности

4) Только бог простит

5) Страсти Дон Жуана

 

Guilty pleasure

Обруганный многими Сталинград оказался на мой вкус, далеко не самым плохим фильмом. К тому же визуальная его сторона и правда, отменная. Штурм белого дома чудесное развлечение. Есть еще неожиданно толковый «Тебе конец» или вдумчивый «Эндер».

1) Сталинград

2) Тебе конец

3) Игра Эндера

4) Штурм белого дома

 

Лучшая сцена

Драка в лифте – Новый мир

Мир

Песня луны – Она

она

Рамштайн, заснеженный пустырь, Скарсгаард с авоськой — Нимфоманка

Нимф

Встреча с боссом мафии —  Афера по-американски

Афера

Гиленхаал везет девочку в больницу —  Пленницы

плен

Танец Сенье —  Венера в мехах

Венера

Падение в пучину – Пена дней

пена

Поездка на лимузине по лужайке белого дома – Штурм белого дома

штурм

Everytime – Отвязные каникулы

кан

Обреченный вздох — Враг

Враг

Экзистенциальная байка «сомик» — Советник

Совет

Дети строят свой дом под «The Youth» – Короли лета

Короли лета

Болито  и Бред Питт – Советник

Советн

Трип – Зимний путь

Путь

Поездка в Германию – Грязь

Грязь

Попытка скрыться в кукурузном поле – Том на ферме

День рождение Джеппы – Великая красота

Крас

Драка под «Леммонами» – Волк с Уолл-Стрит

Волк

Поездка в Чикаго – Внутри Льюина Дэвиса

внутр

Бессмысленная и беспощадная борьба с инопланетянами в баре – Армагеддец

арма

 

Антон Фомочкин