Предисловие

Если позапрошлый год был во многом периодом декадентства, упаднических настроений, и вовсе не из-за того, что постмодернизм взял свое и наконец-таки победил современный этап мировой культуры, а просто так, то прошлый год ознаменовался Возрождением, непознанным до конца, но, в общем-то закономерным. Будь то резко опомнившийся герой Джеймса МакЭвоя из «Транса» или кульминационная развязка «Места под соснами», где все решается на коэновской локации, загривке придорожного леса. Хотя достаточно романтизировать такой субъект, как итоги года. Поехали.

Комедия года

Кровью и потом: анаболики

Довольно недурная комедия о качках, американской мечте, успешности и красивой жизни. Такое кажущееся поверхностным рассуждение о тренингах и прочей мотивационной лабуде, и оно, как ни странно, смотрится достаточно свежо. Основана на реальной истории, как три чурбана похитили бизнесмена и чморили его. Это первый фильм Майкла Бэя, где Бэй в тему и в теме. Но главная находка — это гомерически смешной Дуэйн Джонсон, выдающий здесь религиозного обалдуя-наркомана-моралиста.

Лучший триллер

Транс

Первый фильм Дэнни Бойла за долгое время, который действительно очень хорош, но пришелся по духу немногим из-за сложности и кажущейся бредовости. Меж тем, технически это один из самых лучших фильмов года, а никакая не «Гравитация», игровое исполнение которой чуть ли не десять лет назад появилось в компьютерных играх. Монтаж, ракурсы, работа с объективом — кажется, в «Трансе» форма вот-вот выйдет из-под контроля, но этого не происходит, и это при условии, что фильм является ремейком телевизионного триллера почти десятилетней давности. В каком-то смысле это идеальный фильм с неидеальным окончанием. Смена настроения у героя Джеймса МакЭвоя кажется круче его бенефиса в «Грязи», история подана достаточно путано, чтобы за ней можно было уследить, но в этом есть свой шарм. «Транс» о нашей зацикленности, о привязанности, а вообще о том, что некоторые женщины такие с…, плохие.

Лучшая драма

Место под соснами

Длинное полотно американского режиссера Дерека Сиенфрэнса, выходца так называемой одноэтажной Америки — небольших поселений, пригородов, далеких от мегаполисов. Собственно, почти в каждом из таких обычно происходит действие каких-нибудь американских молодежных комедий. Кино вовсе не про сосны, не о том, как дети закопали под деревом кладик, а о человеческих страстях. «Сосны» невероятно удачно сочетают в себе акты действия и разные жанры. Это даже не драма, это полновесная история о небанальных уроках жизни.

Лучшая мелодрама

Афера по-американски

Конечно, мелодраматизировать «Аферу по-американски» не совсем верно с точно зрения чувств между героями фильма, но если посмотреть в суть вещей, никогда фраза «Всем приходится повторяться» не обретала такое физически точное воплощение. Дэвид О. Расселл, несмотря на злые языки, за последние несколько лет стал стабильным режиссером с точным авторским почерком, не всегда комфортным, но все-таки достойным уважения. Собственно, наверное, важное пятиминутное появление Роберта Де Ниро уделывает всего «Волка с Уолл-стрит» как-то даже без угроз или позерства.

Лучшее авторское кино

Жасмин

Старина Аллен без сомнений очень любит «Трамвай желаний», а еще любит ставить фильмы в духе бытовых пьес. С «Жасмин» и просто адовой Кейт Бланшетт у него получилась простая, но оттого не менее острая сатира на все общество потребления. Без откровенно жестких методов и достаточно свежо, если это слово вообще можно применить к данной теме. «Жасмин» с его актерами больше похожа на пилот какого-то сериала, чем на полновесное кино, но в этом, пожалуй, и есть то дешевое очарование главной героини, вырвавшейся в большие люди, ее перчинка.

Остальная пятерка

В первый раз

Очень легкий и неглупый аналог «Захватывающего времени» от режиссера, который играл режиссера в «Блудливой Калифорнии».

Тихоокеанский рубеж

Если оставить одни схватки из этого фильма, то жанр гигантомании можно закрывать, как и многострадальный «Пауэр рейджерс». Новая «Годзилла» уже опоздала.

Даю год

Несмотря на страшное название, смешная комедия о трудностях семейной жизни, Стивен Мерчант — лучший шафер когда-либо.

Обливион

С провалом Уилла Смита Том Круз стал чуть не единственным столпом голливудской научной фантастики, в «Обливионе», как ни странно, звучит эхо даже «Планеты обезьян». Ждем «Грань будущего«.

Грязь

Культовый роман Ирвина Уэлша неправильно сняли, смонтировали и наложили фильтры, но, тем не менее, за бенефисом Джеймса МакЭвоя можно следить бесконечно.

Лучший новый сериал

Банши
У создателей сериала «Банши» то ли правда есть вкус, то ли его настолько нет, что это даже хорошо. То есть, конечно, приключения зэка — дикая клюква, но, как сказал один из ключевых героев, это вопрос семантики. Некоторые серии пробирают до мурашек, а также на экранах, наконец, появился настоящий экшн-герой без страха и упрека. Плюс технически тут правда хороший уровень постановки, если бы только авторы не увлекались блуром.