Судная ночь (The Purge), 2013, Джеймс ДеМонако, рецензия

Ив Мольер о том, почему кино получилось хорошим триллером и плохим политическим высказыванием

В 2022 году Америка обзавелась статусом утопии благодаря «отцам-основателям», создавшим безупречную с первого взгляда систему. Систему, которая позволила снизить уровень бедности, безработицы и преступности до сказочно низкого. Систему, которая вдохнула новую жизнь в тщедушное сознание общественности. Систему, которая узаконила агрессию и сделала ее легальной формой проявления человеческой сущности. Добро пожаловать в мир, где правит бал Судная Ночь. Здесь люди сладко улыбаются друг другу, бутерброды не падают маслом вниз, лужайки выстрижены идеально ровно, сосед помогает соседу. Как достигнуть идиллии, к которой столетиями стремились величайшие умы человечества? Американцы дают уникально-простой ответ: разрешить людям раз в год убивать друг друга направо и налево, используя любое оружие и доходя до любой степени жестокости. Для наглядности Джеймс ДеМонако, режиссер ленты, выбрал одну из буржуазно-избалованных семеек нового времени с типичным суповым набором до омерзения пропитанных демократией персонажей и поместил ее в локацию наглухо закрытого дома.

«Судная ночь» — это, по сути, сборная солянка из хорошо знакомых зрителю и проверенных временем кинокартин. С миру по нитке, и, вот Джеймс ДеМонако уже располагает системой защиты жилища, поразительно напоминающей мышеловку из напряженного хоррора «Дом на холме призраков», атмосферой противостояния между хозяевами дома и нежданными гостями, вежливо позаимствованной у Ханеке и его «Забавных игр», двуличностью населения, которая пусть и отдаленно, зато напоминает «Доггвиль» Триера. На этом, впрочем, сходства не заканчиваются, что ставит «Судную ночь» в весьма неудобное положение: не каждого устроит, что в основе ленты лежит второсортная идея, покрытая далеко не благородной плесенью. Так что путей к успеху у фильма было всего два: грамотно испугать аудиторию, так чтобы прямо до дрожи в зубах, либо же заставить глубоко задуматься на тему современной политики. Стоит оговориться заранее, что и то, и другое получилось у ДеМонако с большим трудом.

«Судная ночь» — это, по сути, сборная солянка из хорошо знакомых зрителю и проверенных временем кинокартин.

В качестве политической сатиры фильм реализовал себя слабо. Ни одному из героев не удалось достаточно раскрыться за отведенное экранное время, а потому особых эмоций персонажам не вызвать, как, впрочем, и всему с ними происходящему. Именно по этой причине финал ленты вряд ли вызовет желание сесть и глубоко задуматься о смысле бытия, а также о той скользкой дорожке, на которую уже благополучно ступила современная общественность. Словом, философский подтекст растаял за сомнительным исполнением. Что до второй составляющей, «Судная ночь» проявила себя куда более креативно. Условные злодеи в масках, явившиеся воевать с буржуазной семейкой, оказались настоящим украшением фильма. В частности, Риз Уэйкфилд проявил себя идеальным харизматичным представителем темной стороны, без труда завоевывая зрительскую симпатию одной только дьявольской улыбкой. После довольно-таки унылого вступления банда злодеев показалась глотком свежего воздуха, спасибо грамотной работе костюмеров, подобравших удивительно пугающие образы. А если уж и не пугающие, то явно вдохновляющие любителей пощекотать себе нервы «старым добрым ультранасилием». В общем-то и бойня получилась недурная, разве что слишком много времени ушло на мытарства героев в кромешной темноте, что никак не подогревает и без того быстро остывающий интерес. И пока все мешалось в доме американских Облонских, воющих за чистое общество и демократию, возник весьма актуальный вопрос: а получилась ли «Судная ночь» яркой звездой на темном небосклоне кинематографа? Однозначно, нет. Однако триллер вышел годный, достаточно бодрый и даже с претензией на оригинальность.

AlteraPars: заметка Артура Шафеева