Поучительная притча

Тотем волка (Wolf Totem), 2015, Жан-Жак Анно

Антон Фомочкин рецензирует фильм-открытие очередного ММКФ

Однажды маленькому мальчику надоело тратить свое время на собак- кусаются, заразы, да и больно глупые. Был он не из Кореи, потому использовать их в пищу как-то не получалось, а порицания, пусть слово такое все еще не было ему известно, он боялся. Потому, услышав от своего друга, которого все почему-то называли лгуном, что в лесу появился волк, храбрый ребенок отправился туда и заблудился. Обнаружив норку, онрешил, что в ней живет крот (достать беззащитную тварь — первостепенная задача юного садиста), но в глубине удалось обнаружить лишь скулящего волчонка. Затем зверушку удалось посадить на цепь, обустроить конуру и понемногу воспитывать. Закончилась история так же быстро, как началась: пришла мать пленника, сожрала мальчика и уехала на шевроле с собственным отпрыском в закат.

totem-volka-retsenziya

«Тотем волка», рецензия

Анно уже третий фильм снимает одну большую панораму животного мира, где на смену тиграм и медведю пришли волки. Проблема в том, что чем больше экранного времени в этих лентах у людей, тем хуже

В Китае некогда вышла автобиографическая книга, с содержанием, может быть, отличным от байки, рассказанной выше, но принципами теми же. Эта книга и послужила основой для столь неровного фильма. Перерастающее в параноидальную страсть научное увлечение, уместность которого аргументирована вечными заветами товарища Мао, вызывает эффект скорее комический. Комплекс матери, обострившийся у вчерашнего студента, отправившегося в Монгольскую степь, несет вполне ясные с драматургической позиции цели, банальные, наивные, скорее подходящие для категории «ребятам о зверятах». Старейшина племени, не замолкая, пытается рассказать об экосистеме, взаимосвязанности всех видов обитающих на этой земле, но представители партии нацелены на поднятие целины, а поставленные правлением задачи – перед природой ничто. Потому земля, как настигнутая в переулке жертва, вынуждена терпеть издевательства цивилизации. Анно уже третий фильм снимает одну большую панораму животного мира, где на смену тиграм и медведю пришли волки. Проблема в том, что чем больше экранного времени в этих лентах у людей, тем хуже. Предсказуемость и посредственное исполнение сюжетных линий нивелирует многолетние старания, пролеты камеры по бесконечным полям, живописные панорамы, пусть и с вкраплениями безвкусных вставок компьютерного неба и неестественно освещенным ликом млекопитающего из семейства псовых. Творчество режиссера, кажется, начало давать сбой в родной стихии. Мысль ходит по кругу, пусть и дает на почве иной культуры чахлые побеги. Рассказанную трижды историю не спасти даже режиссерским мастерством, которого хватает только на потрясающую сцену гона стаей волков табуна лошадей. Се ля ви, но с волками жить – по волчьи выть и ничего с этим не поделаешь, да и партии не объяснишь.