Большой мир (Un monde plus grand), 2019, Фабьенн Берто
Полина Глухова – об эскапистской драме Фабьенн Берто, показанной на Венецианском кинофестивале
Фильм Фабьенн Берто начинается с нежных простыней и занятия любовью. Мы не видим мужчину, мы видим только очень счастливую женщину, распадающуюся на живописные хаотичные штрихи. Склейка – и те же простыни- Корин (Сесиль де Франс) с трудом просыпается; жизнь наяву стала кошмаром. Корин потеряла любимого мужчину Поля, пройдя вместе с ним все круги мучительной болезни.
Теперь и квартира, и город, населенные прежде звуками музыки Поля и их большим чувством, перестали иметь хоть какой-то смысл. Большое чувство продолжает жить внутри Корин мутирующим ядром утраты. Сколько это ядро мутирует – пока непонятно. Когда это кончится? С подачи друга и коллеги Корин отправляется в Монголию. Она оказывается в отдаленном уголке, записывает звуки поселения и шаманского обряда для документального фильма.
Название «Большой мир» правильнее перевести как мир «больший». Настоящая и серьёзная депрессия отступает прочь, оставляя на своём месте новое и непоколебимое осознание огромности и безграничности мира, в котором ничто не исчезает до самого конца. Letum non omnia finit. В мире для тебя точно есть место, и надо продолжать жить, проникать во вселенную вплавь и вглубь, своим проживанием закрепляя память и присутствие ушедшего человека.
Кадр из фильма “Большой мир”
Не в первый раз Берто берётся за темы современной женщины в поисках языка с собой и окружающим миром. Утрата и попытка единения с сестрой в раннем фильме «Босиком по слизнякам», необходимое бегство и осознание бесконечности неба и земли в «Небе».
«Большой мир» интересен, в частности, реальной судьбой в основе. Корин Сомбрун стала первой западной женщиной, освоившей и практикующей шаманизм монгольской традиции. Опыт шаманского транса и способность Корин входить в него самостоятельно стали предметом интереса учёных. В фильме именно это подводит зрителя к правдивой, финальной метафоре: если войдёшь в состояние, то контуры мозга способны изменяться, внешне напоминая дерево.
Фильм Берто обладает чувственной сердцевиной, крепким и могучим стволом, ветвистой кроной со свежими листьями, корнями уходя ко всем тем классическим героям, похороненным давно, познавшим себя, прощупавшим своё горе через полудикий эскапизм.
Фильм интересен не повесткой «про сильную женщину», а очень современным мировосприятием: здесь не отрицается проблема депрессии и необходимость одомашнить необузданные силы природы
Если бы не эпилог, из которого следует то, что история героини – история реальная, могло бы показаться, что это современная сказка про эдакую красиво стареющую диснеевскую принцессу. Слишком уж канонически героиня проходит путь воина. Рубит дрова, братается с шаманами (в поселении вообще мало мужчин, а верховный шаман, на самом деле, шаманесса), исцеляется и прощается с принцем под водой. Однако на самом деле фильм интересен не повесткой «про сильную женщину», а очень современным мировосприятием: здесь не отрицается проблема депрессии, необходимость одомашнить необузданные силы природы и возможности простой человеческой башки.
Корин, прозванная «Волком», пройдя через испуг и скептицизм, сможет проститься с мужем и попробовать поделиться обретённым миром с другими, миром малым и большим.