//Рецензия на “Чудесный пурпурный неон” Тодда Шиттса

Рецензия на “Чудесный пурпурный неон” Тодда Шиттса

Сатанинский сплаттер

Чудесный пурпурный неон (Dreaming Purple Neon), 2016, Тодд Шиттс

Андрей Волков рецензирует андеграундный трэш Тодда Шиттса

Тодд Шитс известен каждому поклоннику хоррора как автор любительских кровавых картин, которые он начал снимать ещё в конце 1980-х гг. Большинство его соратников любительского фронта бесследно исчезли из мира кино, оставив после себя один-два-три некачественных ужастика. Шитс же развил немалую активность, выпуская в год чуть ли не по два фильма. Поклонники раннего Андреаса Шнааса, должно быть, уважали его американского коллегу, такого же подпольного маньяка, за особую страсть к расчленёнке и садизму, а вот фанаты связных историй и атмосферных хорроров, наоборот, проклинали и только и ждали, когда же он закончит снимать кино, ведь таланта нет.

Признаться, также думал и автор статьи, впервые познакомившись с творчеством Тодда Шитса на заре своего интереса к трэшу. После 2000 года постановщик надолго замолчал, однако в 2010-е восстал, как зомби из могилы, а его фильмы перешли на новый уровень. Отныне он стал творить в относительно профессиональном сегменте американской индустрии, обзавёдшись собственной компанией Extreme Entertainment. Он уже мог приглашать известных людей, например, знаменитого итальянского композитора Фабио Фрицци, который делал саундтрек к его фильму “Дом запретных тайн” (2013). Художественной ценности и новые фильмы Шитса не имели, страдая теми же недостатками, что и его любительские поделки – чрезвычайно затянутое насилие, отсутствие связного сюжета, глупые диалоги и очень низкий уровень постановки.

Однако раз и ручка стреляет, вот и Тодд Шитс посреди ужасающе халтурных хорроров вдруг снял неожиданно удачный андеграундный трэш “Чудесный пурпурный неон”. Кому-то могла бы прийти в голову мысль, что это подражание “Неоновому демону”, но это не так. Тодд Шитс снял фильм за год до выхода картины Николаса Виндинга Рефна и, конечно, совершенно на другую тему. Можно сказать, что “Чудесный пурпурный неон” – это квинтэссенция всех предшествующих картин постановщика, включая и подражание “Плоти для Зверя” (2003) “Дом запретных тайн”.

Кадр из фильма “Чудесный пурпурный неон”

Тодд Шитс в фильме многолик, как и всегда. Он не только режиссёр, но также автор сценария, продюсер, монтажёр, оператор, создатель визуальных эффектов и директор по кастингу. Не во всех этих ипостасях постановщик добился успехов, но он ещё раз подтвердил правильность высказывания итальянского режиссёра Ренато Ползелли, что «главное для режиссёра – это фантазия». Его фильм вдохновлён сатанинскими хоррорами прошлого, а также эксплуатационными поделками эпохи drive-in, не зря в титрах стоит посвящение Хершелу Гордону Льюису, одному из главных представителей эксплуатационного американского кино 1960-1970-х гг.

Тодд Шитс, возможно, впервые добился объективно хорошего результата, создав хоррор о секте, которая пытается вызвать демона Аббадона, чьё имя взято из Апокалипсиса. Глава секты – богатый человек, которому принадлежит чуть ли не половина города. Он делает из крови демонических существ наркотик под названием «неон» и через мелких бандитов распространяет его на улицах, дабы как можно большее количество людей сделалось рабами адских сил, возглавляет которые царица ада Аббадон, которая желает родиться в мир людей, дабы править Землёй.

У Шитса получилось нечто среднее между двумя андеграундными хоррорами, инспирированными мифологией Лавкрафта – «Кровавые свиньи» Брайана Паулина (2010) и «Девушка по вызову для Ктулху» Криса ЛаМартина (2014). Основное действие сконцентрировано в здании зубной клиники, принадлежащей главе секты Сайрусу Арчеру. Именно здесь сходятся пути персонала и пациентов клиники, Далласа, приехавшего к своей бывшей возлюбленной, которую он не видел несколько лет, и Катрионы, которая работает у наркоторговца секретаршей и которая похитила «неон», дабы с подругой, возлюбленной Далласа, пойти в полицию и сдать злодея. Естественно, за ней приезжают и наркобандиты. И всем им придётся столкнуться с кошмаром, который происходит в подвалах здания.

Сюжет неидеальный и грешит подчас бредом, что было смертельно для предыдущих фильмов Шитса, нарочито серьёзных любительских ужастиков, но вполне подходит для беспредельного трэша. Режиссёр не постеснялся наполнить повествование чёрным юмором, но всё-таки в ограниченных пропорциях, дабы фильм не превратился в комедию ужасов, наподобие ранних фильмов Питера Джексона.

Ибо главное, ради чего снимал Шитс, это монстры и насилие, и здесь он добился очень хороших результатов. Чудовища разнообразны, с причудливыми формами, некоторые кроваво вылезают из людей или же живые люди под воздействием наркотиков становятся демонами. Шитс не жалеет психики зрителя, показывая натуралистичные членовредительства – рождение сатанинского ребёнка, каннибализм, вспарывание животов, вытягивание кишечника через задний проход… Описывать многочисленные акты насилия не имеет смысла – Шитс не отказал себе в удовольствии воплотить многие свои задумки, эскизно обрисованные в его любительских творениях. В фильме куча обнажёнки, как мужской, так и женской, минимальное использование компьютерной графики, так что Тодда Шитса нельзя не поздравить: наконец-то он добился своей главной цели – скрестить садистский кинематограф Х. Г. Льюиса и эстетский кровавый хоррор Лючио Фульчи.

Уровень постановки неидеальный, ведь Шитс из породы упрямых любителей, которые гнули свою линию подражаний великим долгие годы, надеясь, что и их фильмы встанут в один ряд с произведениями Льюиса, Хупера, Фульчи. Кроваво-эротический кошмар «Чудесного пурпурного неона» лишён визуальной красоты «Плоти для Зверя», ибо с самых первых кадров, где бандиты избивают и мучают провинившуюся жертву, был нацелен в другую сторону – кровавого беспредела, живописного насилия, что удачно совпало с сатанинской темой, ибо ад в Средние века и представлялся как место физических мучений грешников, земным воплощением которого была инквизиция.

Уровень постановки неидеальный, ведь Шитс из породы упрямых любителей, которые гнули свою линию подражаний великим долгие годы, надеясь, что и их фильмы встанут в один ряд с произведениями Льюиса, Хупера, Фульчи.

Зомби, демоны, маньяки, колдуны – в фильмах Шитса зло всегда было многолико, но насладиться им мешало неумение режиссёра кинематографически выстраивать повествование – отсутствие саспенса, атмосферы, интересных персонажей, обилие ничего не дающих зрителю диалогов, затянутые сцены насилия, крайне низкий уровень актёрской игры…, продолжать можно долго. И вот спустя много лет Тодд Шитс снял относительно профессиональный сплаттер, с яркими героями, иронией, как в диалогах, так и в сюжете, атмосферными «бродилками» персонажей по лабиринтам здания, в надежде отыскать выход, а также элементами шутера, где героям постоянно встречаются всё новые испытания, которые они вынуждены преодолевать.

Прошли годы, не все актёры Шитса, хранившие ему верность, дожили до наших дней (ушедшим уделено отдельное место в финальных титрах), но постановщик, как и многие другие режиссёры, даже большого кино, отличается склонностью снимать одних и тех же людей, с которыми ему нравится работать. Наряду с ветераном хорроров Шитса Энтвоином Стилом, колоритно сыгравшим подручного наркоторговца, в фильме занята Милли Фриман, прибившаяся к Шитсу уже в новое время. Не обошлось и без сопродюсера Аманды Пейтон, работавшей почти на всех фильмах Тодда 2010-х гг. Актёры и актрисы, сыгравшие сектантов, набраны Шитсом в основном из кино для взрослых, поэтому им не составило труда показывать свои тела в откровенных сценах. Сам Шитс, любивший играть злодеев не меньше Андреаса Шнааса, предпочёл остаться за кадром, пригласив в комедийное камео перепуганного посетителя отеля другого режиссёра дешёвого кино Джоэла Д. Винкопа, начавшего свою карьеру параллельно с Шитсом.

Такой фильм сложно кому-то рекомендовать, ибо он находится за гранью хорошего вкуса и за пределом морали. Любопытные и так его посмотрят, а рядовые зрители скорее испытают шок, на что и рассчитывал режиссёр, представляя сцены насилия подобно аттракционам. Но кровавый трэш отнюдь не противоречит Лавкрафту, чьи миры были запредельно жестоки относительно попадавших в них героев, а компьютерный апокалипсис в финале не раздражает, ибо и здесь режиссёр нашёл оригинальный подход, сопоставив разрушение города адскими силами с реальной атакой террористов на башни-близнецы. Ну и, конечно, не стоит принимать наркотики, ведь можно превратиться в демона и стать инструментом зла, как говорилось в классической итальянской дилогии «Демоны», которая также послужила вдохновением для неоднозначного трэшмейкера из США.

Telegram
Хронология: 2010-е 2016 | |
Автор: |2020-07-12T12:01:09+03:0013 Июль, 2020, 11:34|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok