///Премьера. “Дамбо” Тима Бертона

Премьера. “Дамбо” Тима Бертона

Выше уши от земли

Дамбо (Dumbo), 2019, Тим Бертон

Дмитрий Котов хвалит новый фильм Тима Бёртона за симпатичного слоненка, добрый посыл и суровую правду о человеческой натуре

За работы последних лет Тима Бёртона сдержанно критикуют уже в основном по подогретой ностальгией инерции, просто из-за того, что раньше трава была зеленее, рыбы крупнее, ножницы острее, жуки жирнее, а Китон моложе. Загвоздка в том, что “Мрачными тенями”, “Большими глазами” и “Домом странных детей мисс Перигрин” талантливый художник вовсе не изменил себе и своей чумачечей натуре. Он всего лишь перестал расти и матереть как творческая единица, зрителю приелась находчивая «безуминка» и «фирменная» омерзительно-прекрасная сказочно-готичная атмосфера, столь свежая и чарующая когда-то в 90-х. Бёртон занял уготованную ему нишу, и эта зона комфорта теперь вменяется ему чуть ли не преступлением. А зря.

В этот раз рассказ Бёртона начинается с кадров путешествия бродячего цирка Марка Медичи по американскому югу. Во время двухнедельных гастролей в Джоплине, штат Миссури, зритель знакомится с семьей Холта Фэрриера. Он, некогда известный наездник, потерявший руку на фронтах Первой мировой, наконец сходит с перрона и после долгой разлуки встречает своих детишек — Милли и Джо. Новости для потухшей в изнурительных боях звезды не радужные: лошадей, с которыми он выступал, продали, а любимая супруга Энни умерла от «испанки». Все, что может предложить Медичи, — должность дрессировщика слонов. Миссис Джамбо, привезенная из Азии, ожидает появления детеныша, и вы уже догадались, что речь идет о самом известном слоненке в мире…

Кадр из фильма “Дамбо”

Киноадаптация одного из классических «диснеевских» мультиков о малыше с очень большими ушами — дело ответственное, тем более что аналогичный перезапуск «Короля льва» под руководством Джона Фавро, премьера которого ожидается в июле, у некоторых поклонников Симбы и его друзей вызывает скептические настроения: превращение рисованных зверушек в реалистичные компьютерные модели хоть и смотрится эффектно, но особую атмосферу классики со всей ее подлинной теплотой повторить не может. Впрочем, тренд прогремел, производственная машина запущена, и ее не остановить. Уже вышла три года назад «Книга джунглей», также готовятся к реборну «Аладдин» и «Мулан». Однако «Дамбо» Бёртона — это не ремейк в прямом смысле слова, а вполне самостоятельное произведение, в котором даже концовка и оттенки морали были подвергнуты переосмыслению. Основные атрибуты на месте: огромные уши, «волшебное» перышко, огнеопасная клоунада, издевки толпы и разлука с мамой. Однако и отличий от оригинала много. Например, в кинокартине отсутствуют персонажи и эпизоды, игравшие важную роль в мультфильме: мы не увидим сюжетной линии с другими слонихами и пьяных галлюцинаций Дамбо от случайно выпитого шампанского, а дружбу с мышонком заменит общение с Милли и Джо — именно они будут помогать Дамбо в обучении летному мастерству.

Бёртон никоим образом не извратил и не осквернил любимый миллионами «диснеевский» мультик 1941 года, а лишь расцветил старую историю новыми красками, причем далеко не везде яркими и веселыми. Законы кинематографа, сменившие законы мультипликации, конечно, сделали историю эту более жизненной и реалистичной, несмотря на фэнтезийный жанр. При этом волшебство течет кисельной струйкой из каждой щели: и слоник летает так умилительно и проникновенно, что дух захватывает, и антураж парка развлечений Dreamland фантастический и диковинный, причудливым стимпанком навеянный, и персонажи экстравагантны и колоритны сверх меры — такие только в сказках и бывают, причем только в «бёртоновских». Разве что Бонем Картер с плотоядным взглядом не хватает. Впрочем, о других хорошо знакомых ему артистах режиссер не забыл: карикатурный злодей Майкл Китон и роковая брюнетка Ева Грин — интересная экранная [не]пара. Живчик Дэнни ДеВито комичен ровно настолько, насколько нужно, а Колин Фаррелл примиряет образ самого «нормального» в этой пестрой лицедейской компании. Каждый тут на своем месте, все актеры хороши, пусть среди ролей и нет ни одной выдающейся.

«Дамбо» Бёртона — это детская сказка, однако сквозь прекрасную компьютерную графику, сочную картинку и магию цирка пробивается суровая и очень печальная правда о человеческой алчности, тупости и жестокости

Конечно, по атмосфере это не «Сонная лощина», «Суини Тодд», «Труп невесты» или «Кошмар перед Рождеством», где стилистическая однородность и узнаваемость авторского почерка заполняли кадр так плотно, что хоть топор вешай. Кино вышло «оголливуженным». Тем не менее, о превращении художника в ремесленника никакой речи, к счастью, не идет. «Дамбо» Бёртона — это детская сказка, да, в прямом смысле слова, учитывая возрастной рейтинг 6+. Однако неприкрыто пробивается сквозь прекрасную компьютерную графику, сочную картинку и магию цирка суровая и очень печальная правда о человеческой алчности, тупости и жестокости. Так, пожалуй, было и с оригинальным мультфильмом, но в том случае сам «диснеевский» гипердружелюбный стиль рисовки и бодрые песенки сглаживали острые углы сюжета. В игровом кино они уже прорываются наружу, как лезвие ножа сквозь плотную ткань циркового шатра. «Дамбо» — кино слезоточивое, причем взывающие к зрительской жалости приемы, усиленные трогательной музыкой, местами довольно навязчивы и заставляют вспоминать «Хатико». Но они работают, причем работают безукоризненно, на любую часть аудитории и в правильную сторону.

Беззащитный и эксплуатируемый, как Эдвард Руки-Ножницы, непонятый и непринятый, как увлеченный горе-режиссер Эд Вуд, Дамбо в киноадаптации Бёртона остается не умеющим говорить животным, что не мешает ему быть человечнее некоторых индивидов. Впрочем, Бёртон — не фон Триер и не Звягинцев. И он, конечно, не сомневается, что хороших людей все-таки больше, а доброта, дружба и любовь — те киты, на которых зиждется мироздание. При съемках душевного семейного кино подобные убеждения творца должны цениться превыше всего.

Яндекс.Дзен
Хронология: 2010-е 2019 | | География: США
Автор: |2019-04-02T01:57:39+03:002 Апрель, 2019, 11:39|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: , |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok