Детка (Ребенок) (Bao bei er), 2018, Лю Цзе
Эрик Шургот – о картине выпускника Пекинской киноакадемии Лю Цзе
Китай, наши дни. Девятнадцатилетняя Цзян Мэн незаконно живет с приемной матерью – по законам КНР, после наступления совершеннолетия, приемный ребенок обязан покинуть уже ставший родным дом. Представитель опеки, осознавая, что без пособия девушке не прокормиться, устраивает Мэн на подсобную работу в местный госпиталь. По странному стечению обстоятельств, в первый же рабочий день, в больницу доставляют тяжело больного ребенка, от лечения которого родители упорно отказываются, страшась осложнений и “клейма инвалида”. Девятнадцать лет назад Мэн родилась с точно таким же диагнозом, перенесла шесть операций, о которых напоминают лишь уродливые шрамы на юном теле, и теперь её цель – сделать все, чтобы жизнь обрекаемой на мучительную гибель крохи не оборвалась.
Кадр из фильма “Детка”
Выпускник Пекинской киноакадемии Лю Цзе снимает уже давно и все больше на социальную тематику. Строгий реализм его работ детально иллюстрирует ту или иную проблему современного китайского общества. В дебютной работе “Фемида в седле” режиссер отправил главного героя в своеобразное роад-муви по глухим горным селениям, в ремейке южнокорейских “Пряток” продемонстрировал зрителю жизнь нищих и бездомных. В своем новом фильме Лю Цзе обращает взор на проблему детей, рождающихся на свет с аномалиями в развитии. Причем за очевидно гуманистическим содержанием не сразу замечается сложная дилемма – в праве ли родители решать, давать ли больному ребенку шанс на спасение, и может ли государство взять на себя подобное право. Пример Мэн в фильме не единственный, и хоть её другу детства повезло куда меньше – парень с рождения остался немым – его не покидает оптимизм. Глобальная проблема перенаселения планеты все чаще заставляет говорить о себе, в обозримом будущем неизбежны, в том числе и “спартанские лозунги” о естественном отборе. Фильм Лю Цзе – актуальный призыв к человечности, возможности дать шанс каждому рожденному на свет.
Лю Цзе обращает взор на проблему детей, рождающихся на свет с аномалиями в развитии. За очевидно гуманистическим содержанием не сразу замечается сложная дилемма – в праве ли родители решать, давать ли больному ребенку шанс на спасение, и может ли государство взять на себя подобное право
А еще это высказывание о пассионарности и непоколебимом характере. Метания Мэн по ночным улочкам в поисках родителей ребенка и хосписа, в котором того оставили умирать, удивительно болезненно рифмуются с идущей под откос жизнью самой героини. Зациклившись на спасении совершенно незнакомого ей дитя, девушка на время отключается от неизбежных и скорых перемен. Собирательный образ внешне хрупкого, но наделенного внутренним стержнем, непотопляемого, хоть и обреченного на провал, совершенно лишнего человека. Сдаться и жить на пособие, оформив инвалидность или упорно работать, сгибаясь от одышки? Пройти мимо чужого умирающего ребенка или бросить все ради его спасения, наперекор закону и здравому смыслу? Мэн не терзают подобные вопросы – в надрывном диалоге с разбитым горем отцом, ровно, как и в пререканиях с полицией и службами опеки, девушка упорно стоит на своем не думая о собственной шкуре. Эту жизнелюбивую бунтарку сыграла Ян Ми – по меркам китайского кинематографа, звезда большая. Переход от кинопрома к серьезной некоммерческой работе – своего рода вызов для перешагнувшей тридцатилетний рубеж актрисы, и тем обиднее, что даже на родине он остался практически незамеченным.