Лабиринт в тумане
Девушка в лабиринте (L’uomo del labirinto), 2019, Донато Карризи
Армен Абрамян – о детективном триллере Донато Карризи
Оригинальное название «Человек в лабиринте» изменено российскими прокатчиками, чтобы зритель не забывал ассоциировать новый фильм Донато Карризи с его предыдущей «Девушкой в тумане». В обоих случаях популярный писатель, переквалифицировавшийся в режиссёры-постановщики, экранизировал собственные романы и на новом поприще также набирает популярность. Ещё в режиссёрском дебюте удивляла мастеровитость Карризи, его раскованное обращение с кинематографическим инструментарием и отменной работой с актёрами. Вторая картина закрепила первоначальное впечатление.
Фильмы никак друг с другом не связаны, названия в российском прокате созвучны казуально, а романы принадлежат к разным литературным циклам. Тем не менее, обе «Девушки» выглядят как части одной мозаики или, как сейчас принято говорить, истории из одной вселенной. Карризи словно бы и снимает свой второй фильм по законам сиквела, усиливая всё то, что создало хороший приём для первой картины. Символическая игра с цветом стала ещё более изощрённой. Сюжет уже не ограничивается ретроспекцией через рассказ персонажа, а раздваивается на параллельные истории, которые в свою очередь тоже имеют нарративные разветвления. И, наконец, в обоих фильмах роскошно солирует современный итальянский актёр номер один Тони Сервилло. И то, что он создаёт диаметрально противоположные образы, никак не отменяет схожести концептов. Наоборот, Сервилло подчёркивает сходство дотошного прагматика Вогеля, ищущего во всём логическое объяснение, со смертельно больным частным детективом Бруно Дженко, действующим, скорее, по наитию, чем основываясь на фактах.
Кадр из фильма “Девушка в лабиринте”
Загадок и неясностей, как и положено детективному триллеру, множество. Несмотря на хаотичность пролога, внимательный зритель способен быстро разобраться в правилах здешней жанровой игры и ответить на главные вопросы быстрее вынужденных участников дьявольских козней таинственного злодея. Но Карризи знает, что в хорошем сложноустроенном сюжете с нелинейным повествованием главный вопрос не «кто?» и даже не «почему?», а «как это всё устроено?». Поэтому, даже предугадывая фабульные повороты, следить за происходящим интересно. Это верный залог для неоднократного пересмотра, что для детектива огромное достоинство. Здесь сама структура взаимосвязей персонажей и событий упрятана изобретательно. Любопытна картина и ввиду визуальной изощрённости. Наверное, отчасти правы будут те, кто операторскую замороченность нестандартными ракурсами и цветовыми вспышками назовут избыточной и претенциозной. Но то, с какой упоительной остервенелостью Карризи топит зрительское внимание в ярких цветах, придумывая индивидуальную колоризацию для каждого персонажа, сюжетного сегмента, передавая именно через изображение (а не через диалоги, чего обычно ждёшь от того, кто пришёл в кино из литературы) эмоциональный окрас, создавая сгущенную галлюциногенную атмосферу, не оставляет равнодушным. Постановщик обращается с собственными произведениями, будто это чужие тексты, проводя границу между писательским и режиссёрским методами.
Карризи топит зрительское внимание в ярких цветах, придумывая индивидуальную колоризацию для каждого персонажа, сюжетного сегмента, передавая через изображение эмоциональный окрас и создавая сгущенную галлюциногенную атмосферу
Благодаря грамотной и увлекательной подаче закрываешь глаза на очевидные натяжки. Автор и сам понимает ограниченность возможностей двухчасового фильма в сравнении многостраничным романом, компенсируя неизбежные допущения пространной недосказанностью. Но всё равно концепция Карризи как детективщика считывается сразу для тех, кто знаком с «Девушкой в тумане». Если угодно, один фильм для другого выступает спойлером, т.к. повторены все аналогии, вплоть до ритмической основы сценария. Снова пропадает девушка. Снова рассказчик расследует дело, руководствуясь личными интересами. И снова в сюжете имеется второплановая мужская фигура, сыгранная известным актёром-иноземцем. Француза Жана Рено здесь сменяет американец Дастин Хоффман. Приглашение столь именитых артистов, с одной стороны, украшает любой фильм, с другой – создаёт невольное смещение центра тяжести восприятия, из-за которого персонаж, обязанный оставаться в тени, невольно привлекает к себе пристальное внимание, что несколько разжижает интригу.
Если бы «Человек в лабиринте» был снят раньше «Девушки в тумане», то вышел бы у нас под свом оригинальным названием. И тогда появившаяся следом «Девушка в тумане» уже называлась бы «Человек в тумане». Это не сильно искажало бы смысл. Потому что не имеет значение, кого скрывают лабиринты и туманы – маньяка или жертву. Главное – наличие тумана и лабиринта. Туман оказывался прикрытием для хитрой ловушки, а подземелье лабиринта само может рассеяться в тумане. Неизменна лишь их сущность – тьма. И люди (юные девушки и дети), вышедшие из тьмы, навсегда будут отравлены ею.