“Выстрел в пустоту”, “Молодой Годар” и другие лучшие фильмы 2017 года по версии Сергея Феофанова
10. «Собачья жизнь»
Автор «Хатико» Лассе Халльстрем вернулся к собачьей теме и снял очередное эксплуатационное кино. «Собачья жизнь» бесстыдно и безошибочно играет на естественной человеческой симпатии к братьям меньшим. Все очень просто и незатейливо: немного юмора, много задушевности и очень много милоты. Стратегия простая, но рабочая: старого пса новым трюкам не обучишь, но старые трюки он знает хорошо.
9. «Дюнкерк»
Кристофер Нолан решил всех удивить и снять военное кино о Дюнкеркской операции. Композитор Ханс Циммер и оператор Хойте ван Хойтема на своих местах, нелинейный нарратив в наличии. Этого хватает, чтобы режиссер не потерял свой фирменный стиль на необычном материале. Тем не менее, в первую очередь «Дюнкерк» – это довольно сильное кино об ужасах войны. И только во вторую – упражнение известного автора в новом для него жанре.
8. «Логан»
Отличный ревизионистский комикс про пожилого Росомаху, еще более пожилого Чарльза Ксавье и «No country for old men». Серьезно забуксовавший жанр пытались перезапустить уже несколько раз, но серьезных успехов не было – тот же «Дэдпул» оказался не революцией, а легкой фрондой. «Логан» стал одной из первых серьезных удач. Кажется, во многом благодаря режиссеру Джеймсу Мэнголду – автору «Идентификации», «Поезда на Юму» и других хороших, но недооцененных картин.
7. «Аритмия»
В прошлом году российский кинематограф разродился сразу двумя большими картинами: «Аритмией» Бориса Хлебникова и «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. Несмотря на сходства этих работ (сложные темы, современная российская действительность, уклон в драму), фильмы Хлебникова и Звягинцева находятся во взаимной оппозиции. Главный российский режиссер нашего времени нашел в своей истории только мрачняк и безысходность, Хлебников же постарался вытащить из сюжета «Аритмии» (тоже вполне макабрического) хоть что-то светлое и человеческое. Этот подход кажется более взрослым, именно поэтому «Аритмия» в этом топе есть, а «Нелюбовь» (отличный фильм, на голову превосходящий тот же «Левиафан») – отсутствует.
6. «Выстрел в пустоту»
Крепчайшая тюремная драма с Николаем Костер-Вальдау в главной роли. Набивший руку на криминальных сюжетах Рик Роман Во (автор «Преступника» с Дорффом и Килмером) не сделал ничего особенного. Ту же генеральную мысль о тюрьме как кузнице новых преступников мы видели не раз и не два: в сериале «Однажды ночью», «Пророке» Одиара и других подобных картинах. Но сделано на совесть.
5. «Недруги»
Автор «Сумасшедшего сердца» и «Черной мессы» Скотт Купер выстроил новую работу на контрастах: между камерной историей и величественной природой, между войной и покоем, между любовью и ненавистью, наконец. Удивительнее всего здесь то, как масштабный портрет «дикой» Америки превращается в притчу о том, что у каждого человека должен быть дом. И хорошо бы, чтобы в этом доме с ним жил кто-то еще.
4. «О теле и душе»
Первый взгляд на картину Ильдико Эньеди внушает скепсис и только скепсис – чего можно ждать от венгерской (!) мелодрамы (!!), действие которой происходит на скотобойне (!!!)? Не помогает делу даже Гран-при Берлинале – за последние годы этот приз доставался самым разным фильмам, не каждый из которых можно было рекомендовать широкой аудитории. Между тем, «О теле и душе» – вполне зрительское кино. Трогательное, светлое и по-хорошему наивное.
3. «Ветреная река»
Шеридан выдерживает ритм, вписывает в линейный сюжет единственный (весьма уместный, кстати сказать) флэшбек и дополняет угрюмую прозу жизни рядом саркастических реплик. До «Убийцы» все это, конечно, не дотягивает, а вот сравнение с «Любой ценой» картина выдерживает – автору пока не хватает собственного режиссерского видения, но поставлена «Ветреная река» грамотно, уверенно и очень крепко.
2. «Молодой Годар»
Мишель Хазанавичус давно (со времен «Агента 117») заслужил репутацию талантливого ремесленника, умеющего делать картины, весьма концептуальные с точки зрения формы и совершенно пустые с точки зрения содержания. «Молодой Годар» выбивается из этого ряда – режиссер не только сохранил типичные приметы стиля, но и добавил к ним хорошую историю с двойным дном. Сперва Годара Хазанавичуса – талантливого, но малохольного идиота – хочется пожалеть, но ближе к финалу героя начинаешь даже немного уважать, а эксцентричная комедия о повороте не туда превращается в сюжет о выборе. И его последствиях.
1. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Братья МакДона продолжают негласное соперничество за звание лучшего режиссера семьи. После «Голгофы» (великого фильма, к сожалению, прошедшего мимо более-менее любой аудитории) Джон Майкл вырвался вперед в этой гонке, но теперь его брат нанес ответный удар. «Билборды» – яркий пример американского драмеди, каким оно должно быть. Это продуманное и гармоничное кино без выраженных слабых мест, с отличным финалом, хорошей историей и прекрасным балансом между «дра» и «меди». То, что главные «Оскары» ушли посредственной «Форме воды», – очередной позор Академии, которая продолжает пробивать одно дно за другим.