///Итоги-2020: Лучшие фильмы года по версии Дениса Виленкина

Итоги-2020: Лучшие фильмы года по версии Дениса Виленкина

Денис Виленкин выбрал лучшие фильмы 2020-го.

28. Мама, мама, мама (Mama, mama, mama) реж. Сол Берруозо Пичон-Ривьер

Магический реализм как он есть.

27. День курка (Boss level) реж. Джо Карнахан

Режиссер Карнахан, который не поставил, возможно, самого крутого марвеловского «Сорвиголову», продолжает гнуть свою линию изобретательного экшен-мейкера, у которого, как и в его восьмидесятнических источниках вдохновения, всегда есть что-то за историей про отрубание голов и беготню от пулеметных очередей. Восемь бит, старая школа аналогового гейминга и старая школа всех ваших любимых картин, затертых на VHS. А прекрасный Фрэнк Грилло, наконец играющий главную роль в умном боевике вместе со своим маленьким сыном, — подарок судьбы, который дороже всех этих мультивселенных и комиксов. Это правда дороже денег.

26. Чудо-женщина 1984 (Wonder Woman 1984) реж. Патти Дженкинс

Просто офигенский кинокомикс, смешной, трогательный, красивый, мудрый. Настоящая мифология вместо попкорна.

25. Фассбиндер (Enfant Terrible) реж. Оскар Рёлер

«Фассбиндер» вообще на удивление лишен всего низкого, откровенные сцены сняты с юношеской стеснительностью, а секс в кино остается за кадром, несмотря на загулы режиссера, пир наркотиков и подземные гей-клубы с парнями в латексе, вырастающие на сцене вслед за квартирами и фестивальными пресс-конференциями. Провокативная аккуратность обезоруживает. Рёлер проносит зрителя через хаотический мир режиссера, используя лишь одну точнейшую метафору со сценой, где герою суждено творить и умереть среди завистников, глупцов, любовников и лицемеров.

24. Страна грёз (Dreamland) реж. Майлз Джорис-Пейрафит

Это уверенный, классный авторский фильм Майлза Джориса-Пейрафита безукоризнен по многим причинам. В нем живые, запоминающиеся диалоги, ювелирно подобранные лица, будто смотришь картину Эдвина С.Портера начала XX века, стильная и находчивая режиссура. Как минимум одна из самых красивых секс-сцен в голливудском кино за годы и не менее прекрасные титры с музыкальным сопровождением.

23. Еще по одной (Druk) реж. Томас Винтерберг

Винтерберг идет в народ в танце.

22. Гнездо (The Nest) реж. Шон Дуркин

Стильный психологический триллер.

21. Ночной доктор (Un médecin de nuit) реж. Эли Важеман

Грустно и сильно.

20. Спортивная жизнь (Sportin Life) реж. Абель Феррара

Важнейший документ времени от грандиозного мастера.

19. Хищные птицы. Удивительная история Харли Куинн (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn) реж. Кэти Янь/strong>

Марго Робби – Харли Куинн это настоящий культ. Кино от которого невозможно оторваться.

18. Пот / Красотка (Sweat) реж. Магнус фон Хорн

На первый взгляд, фильм Хорна кажется довольно понятной историей про влюбленную в индустрию красоты девушку, у которой вдруг появляется пугающий преследователь. Забудьте. «ЗОЖ» — грустное и серьезное рассуждение о психологическом нездоровье, спорте как несчастье, несвободе. О всех «не», что кроются в изнанке фитнеса и культуры блогинга. Как и другие картины про бодибилдеров вроде «Дэнниса» и «Крепыша» Мадса Маттисена, «Перл» Эльзы Амиел, «ЗОЖ» исследует феномен ненависти к тому, чем ты занимаешься. Современное глянцевое святомученичество с изнурительными тренировками и режимом питания по часам. Совершенно бессмысленный крестовый поход против нормального течения жизни.

17. Лед 2 (реж. Жора Крыжовников)

Пожалуй, Крыжовников — единственный российский режиссер, кто может настолько филигранно спрятать грустную судебную драму с авторскими визуальными решениями (свет, к примеру, как во «Враге» Вильнева или «Нимфоманке» Триера) в торжественной коробочке на праздник День святого Валентина. И «Лед-2» — это, конечно, не просто сиквел, а вариация, фантазийная поп-сюита на тему любви. Цифра 2 в названии — это и вторая жизнь хоккеиста Горина, и два судьбоносных конька, и пара отца и бабушки, которая воспитывает маленькую Надю вопреки всему. Бесконечно грустное исследование того, что двое родителей в российской семье — часто неполноценная семья. Мама и бабушка, папа и бабушка, мама и дедушка. Крыжовников, как любящий отец, и сам будто бы не прячет слез на финальных кадрах, когда у зрителей они уже просто кончились. Спасибо за день, спасибо за ночь. Спасибо за сына и за дочь.

16. Дау. Катя Таня (реж. Илья Хржановский)

Самый тонкий, нежный и по-вампиловски проникновенно советский эпизод из всего проекта.

15. Последняя капля (On the Rocks) реж. София Коппола

«Последняя капля» — классическое, прекрасное архаичное мелодраматическое кино про Нью-Йорк, рожденное с присущим Софии Копполе королевским шиком. Продолжая тему спорткаров, Канн, шампанского, Марии-Антуанетты с тортом, герои объедаются черной икрой, а слезка несчастной Лауры капает в бокал с мартини. И эта нежность, с которой сфальшивил бы любой другой режиссер, доступна в американском кино, кажется, только Софии. Если бы Коппола снимала сериалы, мир был бы лучше, но какая радость, что она снимает кино. И без идиотских телештучек Баумбаха или монотонных рефренов Греты Гервиг. Если Вуди Аллена в какой-то момент окончательно съедят призраки прошлого, видимо, именно Коппола займет его место.

14. Беззвучный дождь (Shizukana Ame) реж. Рютаро Накагава

Главный японский режиссер современности далеко не Русуке Хамагути.

13. Голубые глаза и цветное мое платье (Blue Eyes and Colorful My Dress) реж. Полина Гумьела

На 10 минут старше.

12. Поездка в Грецию (Trip to Greece) реж. Майкл Уинтерботтом

Новое меланхолическое путешествие в поисках еды и смысла жизни.

11. Сибирь (Siberia) реж. Абель Феррара

Дефо, никогда прежде не ходивший на сеансы психоанализа, выполняет функцию транзистора, переходника, который в очередной раз транслирует не только альтер эго самого Абеля, но и собственный опыт трансцендентальных переживаний. Феррара выбрасывает на него десятки своих бэд-трипов, из которых клубятся символы, знаки, случайные помехи разума, выскользнувшие из его некрепких сетей. Люди, которых отстреливают в затылок нацисты, сменяются самыми разными природными катаклизмами. Образы бушуют, как пляшущие в псилоцибиновом танце языки пламени. В какой-то момент язык прирастает к небу и ты просто распахиваешь свои до того широко закрытые глаза.

Что любопытно, в этот раз Феррара окончательно выходит за предел собственного прекрасного и благородного солипсистского отчаяния. Дефо-Пазолини говорил, что он будет снимать фильмы до тех пор, пока не станет последним человеком на Земле. Дефо-Томассо бился с мнимой им тревожной несвободой. В Сибири Дефо-Клинт остается совсем один, без женщины, как в «4:44». Один, как Клинт Иствуд. Один, как всадник, отбившийся от стада лошадей из фильма…

Будь «Сибирь» снята лет 50 назад вместе с лентой «Фотоувеличение», стала бы несомненным хитом всего умного психоделического шестидесятнического кино. 

10. Волки (Los Lobos) реж. Самуэль Киши

Маленький мир двух крошечных волчат.

9. Негодяй (Vaurien) реж. Питер Дурунцис

На зависть Ханеке.

8. Форпост (The Outpost) реж. Род Лури

 Лучшего военного фильма для больших экранов просто не придумать. Пожалуй, так же красив, непредсказуем и страшен в последние пять лет был только «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» Майкла Бэя. Драматургия «Форпоста» извилиста и очень реалистична, смерть поджидает героев в самый неожиданный момент, а удивительно виртуозная камера Лоренцо Сенаторе ни на секунду не сбавляет пыла. Ближе всего по смыслу к «Форпосту» оказываются «Морпехи» Сэма Мендеса — такое же безжалостное высказывание о бессмысленности войны. Тем интереснее проследить, как режиссер Род Лури деконструирует идею современного кино о войне, не в пример тому же Мендесу, который в погоне за визуальным совершенством теряет важную и необходимую атмосферу эйфории, смешивающуюся с непрерывным стуком в висках.

7. Соль слез (Le sel des larmes) реж. Филипп Гаррель

Гаррель-отец и сам как мастер-плотник. Стучит молоточками по хрупким макушкам своих героев, застрявших на поезде из 1960-х в 2020-е, заставляя их испытывать мелкие эмоции, делать проницательные глупости, целоваться/обниматься. Они не влюблены, просто других вариантов поблизости не было. В мире Гарреля-старшего нет тиндеров и спид-дейтинга, только трясущиеся ниточки губ и письма. «Соль слез» сильно проигрывает — к примеру, «Моим провинциалам» Сивейрака примерно на ту же тему в примерно тех же тонах, но там больше про кинематографистов, здесь же про простое человеческое. Впрочем, расслабленность, мелодичное легкомыслие и прозрачнейшее неподражательство картины как раз вызывают приливы восхищения. А в конце концов и сложный, многотональный катарсис. Не в последнюю очередь это посвящение от отца сыну. Береги честь смолоду. Пригляжу за тобой с небес, даже если ты не веришь в Бога.

6. Вечный свет (Lux Aeterna) реж. Гаспар Ноэ

Ноэ удивительно точно одновременно и иронизирует над этой самой магией кино, и сам же упоительно ее формулирует. Как заядлый синефил и гений киногении, вооруженный другим гением киногении, оператором Бенуа Деби, Ноэ раздает приветы многим вдохновителям, от Дрейера и Годара до Фассбиндера. «Вечный свет» — это свет и от актеров, лицедеев, и от костра под Жанной Д’Арк — неслучайно главной женщиной во французской истории, которой тут становится Шарлотта Генсбур. Кино — шабаш ведьм, безостановочный данс-макабр, где вечный свет — вечный мотор. А Ноэ в нем в очередной раз и Захер Мазох, и Франсуа Рабле, и Маркиз де Сад.

5. Что мы говорим, что мы делаем (Les choses qu’on dit, les choses qu’on fait) реж. Эмманюэль Муре

Кого мы любим и почему.

4. Мир Грядущий (The World to Come) реж. Мона Фастволд

Неторопливый закадровый рассказ, слова словно выстрелы из винтовки Спенсера. «Я – библиотека без книг». Мужья – узколобые дураки, мертвые дети. Тепла не ждите, лишь стрекочущий огонь в камине и испарина на лбу болеющего мужа. В итоге, Ванесса Кирби и Кэтрин Уотерстон очень красиво целуются, а Аффлек как всегда интеллигентно скулит под нос и водит глазами.

По фильму, не отнять, видно, что Корбет любит Фастволд (и за что), а она Корбета.

Чарующая музыка и волшебный финал. К тому же, оператор Шеметофф, снимавший лучшие фильмы Кристофа Оноре. Вполне вероятно, что если вы так же, как я, нежны к «Портрету девушки в огне», то и более тихая, стеснительная и по-юношески неловкая его вариация придётся по душе. Да, безусловно беззащитная. Ее, в общем-то просто обплевать. Как любое большое и настоящее сентиментальное искусство. Фенимор Купер или тот же Рон Хансен, из которого вынули всю войну и засадили болезнями и цветами.

3. Время (Time) реж. Гаррет Брэдли

Это экспрессионистский портрет смирения, в котором музыка, как в картинах 20-х, не умолкает практически ни на минуту, мощнейшее полотно о цене глупого поступка по молодости и последствиях длиною в жизнь. Милая и улыбчивая беременная Фокс становится зрелой женщиной на наших глазах, переживая день за днем невыносимое чувство разлуки. Рождение нации наоборот, нации, в которой наконец начинают происходить метаморфозы в законодательной системе. «Время» не похоже решительно ни на что больше, его экранные вдохновители неосязаемы, а режиссура Брэдли звучит неподдельно эмоционально и искренне. Время нелинейно, когда живет любовь. Stunning. A piece of art.

2. Триумф (Un Triomphe) реж. Эммануэль Курколь

«Триумф», отобранный на неслучившийся Каннский кинофестиваль, — настоящий манифест новой искренности, который обладает важнейшей социально-гуманистической функцией — дестигматизацией тюремного мира и осужденных. Противопоставление одиаровскому «Пророку» и всему суровому кино про французские застенки. «Беккет — он-то умер, а мы живы», – проговаривает один из преступников. И жизнь проливается на сцену, давая шанс каждому доказать себе и близким, что статья — не приговор. Праздник человеческого достоинства, праздник, в конце концов, артиста Этьена, который мечтал оказаться на сцене «Одеона» и появился там по несчастливой случайности с импровизированным вербатимом, когда заключенные в итоге сбегают и он вынужден за них отдуваться. Искусство, породившее искусство.

1. СПА (Thalasso) реж. Гийом Никлу

Жонглирование смыслами, заигрывание с теориями и попытки многозначительно анализировать арт-объект из сложенных друг на друга чемоданов в гостиничном сьюте оказываются безоружны, витальны, горячечно слезливы перед террором, заглядывающим в отель-чистилище. Невидимо-видимое, грустное, мудрое и серьезное посмертное послание французской интеллигенции в «Батаклане» и «Шарли Эбдо». Например. У нас есть только ум. Есть тела. Есть фильмы и книги. А есть le monde plus grand, где каждая пуля страшно посчитана. Dieu est là où habite l’amour — «Где любовь, там и Бог». А значит, все, должно быть, уже спасены.

Гран-при. Тригонометрия (Trigonometry) реж. Афина Рахель Цангари (мини-сериал)

Это история про то, что, как бы вы ни рассказывали кому-то о своих чувствах, вас, скорее всего, не поймут. Ведь чувства — маленький мир из только ваших слов-кодов, глупых шуток и мимолетных взглядов. Любят как умеют, как чувствуют. Понимают как могут.

ВКонтакте
| |
Автор: |2022-02-06T13:13:41+03:007 Февраль, 2022, 11:55|Рубрики: Итоги, Статьи|
Денис Виленкин
Учился во ВГИКЕ на киноведа, что делает просто вебдванольное мнение внезапно компетентным. Его голосом говорят маленький Вилли Вонка, сын комиссара Готэма и молодой Волдеморт. Обладает ликом юного Маяковского, мускулатурой потомственного культуриста и даром убеждения великого комбинатора. Лингвист-ювелир, сторонник лабораторного подхода к киноанализу.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok