Новый Лав Диас, режиссерский дебют украинской драматургини и хоррор-антология – в топе Артура Сумарокова
10. «Построить стену»
![postroit](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/postroit.jpg)
“Построить стену” Джо Сванберга – кино предельно сдержанное и снятое на полутонах от первого и до последнего кадра. Сванберг щепетилен в хронометраже своей ленты – всего каких-то 57 минут – и методах режиссуры, снимая аскетично и в то же самое время концентрированно. Простой сюжет о двух друзьях Кеве и Кенте и решении построить стену вырастает в мощную метафору (само)изоляции и самоотчуждения, и за обыденностью поступков начинает проступать бессмысленность жизни наобум. Построить стену – это ещё и разобраться с самим собой.
9. «Соль слез»
![sol](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/sol.jpg)
“Соль слез” Филиппа Гарреля – пожалуй, чересчур тонкая и слишком ложная в своей будничности мелодрама от режиссера, который снова и снова, с завидным упорством переносит на экран свой личный травматичный жизненный опыт. Гаррель, впрочем, на сей раз отходит от фиксации бытия бобо, которые, кажется, и не осознали до сих пор всей своей ущербности, сосредоточившись на любовном быте провинциалов. Работа Гарреля – кинематограф практически эфемерного свойства, сбивчивый и вполне аполитичный, на первый взгляд. Просто на смену политическим прокламациям пришла политика тела, которое снимается Гаррелем будто бы исподволь, но каждый раз – как новое рождение.
8. «Дни»
![dni](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/dni.jpg)
Медитативная драма Цая Минляна “Дни” довольно быстро встала в один ряд с лучшими образцами актуального квир-кино, даром что вся здешняя гомоэротическая чувственность рождена из пыли апатии и анемии, обуявших одновременно двух центральных героев фильма – Канга и Нона. Застрявший на стыке видеоарта и психологической драмы, фильм Цая Минляна всматривается в мужское одиночество и видит там…нет, не одни лишь травмы. Но видит бесконечную тоску и потерю всяких координат, и оттого один день иногда может принести больше чем вся жизнь до.
7. «Орфей»
![orfei](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/orfei.jpg)
Режиссерский дуэт филиппинского мультиинструменталиста Хавна де ла Круза и культового немецкого режиссера Александра Клюге снял “Орфея” – лапидарную по киноязыку осовремененную трактовку мифа об Орфее и Эвридике со сменой гендерных ролей. Впрочем, лишь этой сменой роли объекта желания фильм Хавна и Клюге, к счастью, не ограничивается: режиссёры оказываются на редкость последовательны в своей демифологизации, сооружая на основе устаревшего патриархального мифа новую утопию, тем очевидную, что абсолютно невозможную в своем воплощении целиком и полностью.
6. «Парижские калиграммы»
![parizhskie](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/parizhskie.jpg)
“Парижские калиграммы” Ульрике Оттингер – кинематограф высшей пробы, который обращается к механизму памяти. Для Ульрике Оттингер Париж не является открыточным городом, навязанным извне символом; знаменитая немецкая постановщица деконструирует в своей памяти этот затертый в сотнях киновоплощений город, выцеживая эссенцию его сути и своего мироощущения там.
5. «В чужой шкуре»
![Possessor_20190512_D24_AM_0079.NEF](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/v-chuzhoi.jpg)
Второй фильм Брэндона Кроненберга, который, конечно, изящно паразитирует на наследии Дэвида Кроненберга, и в данном случае сын за отца вполне отвечает, объединяя в своем научно-фантастическом фильме ужасов темы “Экзистенции” и “Сканнеров”, но читает по-своему и не без наглости. “В чужой шкуре” – грамотный, брутальный и завораживающий фильм об утрате самости и, в конце концов, технофетишизме как оружии массового поражения. Кино постгендерного времени с бенефисами ведущих актеров: Кристофера Эбботта и Андреа Райзборо.
4. «Болезнь»
![bolezn](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/bolezn.png)
Хоррор-антология от современных представителей андеграундных ужасов, которая удачно зарифмовалась с коронавирусными ужасами по всему миру. Вместо внятного нарратива в большинстве случаев “Болезнь” демонстрирует остов жанра боди-хоррор: зашкаливающий натурализм, телесные ужасы и болезнь как фактор экзистенциальный и социальный. Хорошего вкуса в ленте нет принципиально, зато обезоруживающая жесть заставляет задуматься на каком этапе все ушло в унылый постхоррор с повесточкой.
3. «Из рода зверей»
![iz roda](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/iz-roda.jpg)
Новый Лав Диас – это все тот же Диас, что и прежде, только более концентрированный и, честно говоря, понятный даже несведущим в генеалогии филиппинского кино. “Из рода зверей” со своим спартанским хронометражем в 2.5 часа и принадлежностью к жанру “роуд-муви” вместе с параноидальным триллером – погружает зрителя в атмосферу познания, которое граничит с безумием, даром что герои – шахтеры, идущие домой. Бонусом – очередные метаисторические комментарии Лав Диаса для тех кто знает назубок основные вехи его фильмографии.
2. «Плохие дороги»
![plohie](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/plohie.jpg)
Режиссерский дебют знаменитой современной украинской драматургини Натальи Ворожбит, не собравший кассу на родине, зато получивший респект на ряде фестивалей первого ряда. Основа сценария этой драмы – одноименная пьеса, повествующая о событиях военного конфликта на территории Донецкой области. Фундамент ленты – набор трагикомических и гиперреалистичных новелл, формирующий портрет страны в период войны, с надломом на грани фола. Лучшая новелла фильма – высокооктановый по количеству насилия “Подвал”, поднимающий вопросы субъектности (политической в том числе) на языке душевного пыточного порно. Тот факт что ленту Натальи Ворожбит регулярно внутри Украины называют антиукраинской, а сами “Плохие дороги” выдвинуты от Украины на премию “Оскар”, говорит лишь о безусловной удаче картины.
1. «ДАУ: Дегенерация»
![dau](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/dau.jpg)
2020 год стал не только годом мировой пандемии коронавируса, но и годом релиза 7 фильмов из условной вселенной ДАУ Ильи Хржановского. Безусловной вершиной из всего многочасового вала киноматериала на стыке постдока, “синема веритэ” и театра жестокости стала шестичасовая лента “ДАУ: Дегенерация”, вызвавшая приступы сильной боли ниже спины у активистов и критиков всех мастей и гендеров в Европе и на территории бывшего СССР, расчехление локальных либералов и зачехление аморальных консерваторов. Истина, как говорится, где-то посередине, а “ДАУ: Дегенерация” выглядит ныне настоящим трансгрессивным артефактом из эпохи когда жертва ради искусства была в общем-то делом обязательным.