Лучшие фильмы 2019 года по версии Сергея Феофанова: от Дэвида Финчера и Гая Ричи до Оливье Маршаля и Шона Дуркина
16. «Соседи сверху»
![sosedi-sverhu](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/12/sosedi-sverhu.jpg)
Незатейливая, но милая испанская комедия в форме семейной психотерапии. Прекрасный Хавьер Камара – в одной из главных ролей.
15. «Друзья на свою голову»
![druziya-na-svoyu](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/druziya-na-svoyu.jpg)
Дурацкая на первый взгляд французская комедия с Венсаном Касселем и Беренис Бежо. В итоге комедия оказывается неглупым драмеди, а довольно нелепая завязка приводит к размышлению о влиянии новых обстоятельств на коммуникацию между людьми.
14. «Падение»
![OLYMPUS DIGITAL CAMERA](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/padenie.jpg)
Режиссерский дебют Вигго Мортенсена получился неровным и несколько конъюнктурным, а тяжеловесные символы вроде постера с Бараком Обамой могли бы окончательно закопать картину. Тем не менее, в фильме есть и много хорошего: от прекрасного актерского дуэта Вигго Мортенсена и Лэнса Хенриксена до красивых и умиротворяющих флэшбеков из детства главного героя.
13. «Зависнуть в Палм-Спрингс»
![zavisnut](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/zavisnut.jpg)
Миленькая вариация на тему «Дня сурка». Солнечная Калифорния, свадебная атмосфера, крепкий сценарий и обыкновенно прекрасный Дж. К. Симмонс в небольшой роли напрочь поехавшего мужчины.
12. «Отец»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/otets-1.jpg)
Французский драматург Флориан Зеллер захотел самостоятельно экранизировать собственную пьесу о старике с деменцией, и это решение кажется довольно спорным. Зеллеру-кинорежиссеру ощутимо не хватает школы, полутеатральная постановка с трудом балансирует на грани хорошего вкуса, и в целом обо всём этом можно сказать примерно то же, что Толстой когда-то сказал об Андрееве: «Он пугает, а мне не страшно». Но есть у «Отца» и одно неоспоримое достоинство – прекрасный и величественный сэр Энтони Хопкинс, в одиночестве вытаскивающий это кино на вполне приличный уровень.
11. «Довод»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/dovod.jpg)
Один из самых слабых фильмов Кристофера Нолана, оказавшийся в топе только благодаря слабости конкурентов. Критики всю дорогу ругали любимца массовой публики за мегаломанию, дешевую эффектность и претенциозность. Всё это было, пожалуй, справедливо (в той или иной степени), но со всеми своими проблемами Нолан умудрялся создавать качественное зрительское кино (за одним единственным исключением). В «Доводе» этот метод дал сбой: режиссер действует с грацией слона в посудной лавке, загадки оказываются не слишком загадочными, тайны – не очень таинственными, а реверсивное движение всех – чрезвычайно утомительным. Хотя в зрелищности «Доводу» не откажешь. Да и плохой русский олигарх, цитирующий «Полых людей» Томаса Элиота, имеет все шансы стать главной киношуткой 2020-го.
10. «Дорогие товарищи»
![dorogie-tovarishi](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/12/dorogie-tovarishi.jpg)
Историческая драма Андрея Кончаловского будто бы поделена на два отдельных фильма. Первая часть получилась энергичной, точной и конкретной. К сожалению, на этом режиссер не остановился, дополнив более-менее безоценочный пересказ исторических событий неубедительным, затянутым и вялым эпилогом со страдающей партийной работницей и переоценкой ценностей. Впрочем, и в таком виде «Товарищи» – несомненно, большая и важная работа для современного российского кинематографа.
9. «Рыцари справедливости»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/rytsari-spravedlivosti.jpg)
Любопытное скандинавское кино, жанр которого так сразу и не определишь, ведь «Рыцари» всю дорогу балансируют где-то на стыке смешного и грустного. И если по форме картина Андерса Томаса Йенсена (сценариста нескольких лент Сюзанны Бир) тяготеет к комедии, то с точки зрения содержания в ней всё же больше драмы.
8. «Гнездо»
![gnezdo](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/gnezdo.jpg)
«Гнездо» Шона Дуркина – еще один пример фильма-хамелеона, который кочует от жанра к жанру, оказываясь в финале вовсе не тем, чем кажется на первый взгляд. Именно эти мелкие нюансы и делают «Гнездо» интересным: мир больших финансов здесь соседствует с жутковатым готическим особняком, семейная драма – с нешуточным саспенсом, а прогрессирующая безнадега – с каким-то даже оптимистичным финалом.
7. «Фестиваль Рифкина»
![festival-rifkina](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/festival-rifkina.jpg)
Старина Вуди продолжает работать с историями в формате «Какая у этой басни мораль? А морали нет никакой». Новое кино классика снято в декорациях сан-себастьянского кинофестиваля, благодаря чему картина получилась более синефильской, чем обычно (иногда многочисленные отсылки кажутся даже избыточными). В остальном это всё тот же Аллен, к которому мы привыкли: долгие разговоры, запутанные взаимоотношения, романтические увлечения и бесплодные поиски смысла в бренном существовании героев. Во всем этом, конечно, нет решительно ничего нового, но в целом мэтр по-прежнему в порядке.
6. «Супернова»
![supernova](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/supernova.jpg)
Тон повествования напоминает виды осенней Англии за окном фургона: хмурые, лаконичные, но по-своему прекрасные. Герои «Суперновы» не слишком многословны и эмоциональны, а страстные объятия им заменяют спокойные разговоры и медитативное разглядывание звезд. Такова и режиссерская манера Макквина: бесстрастная и несколько холодная. И это, конечно, хорошо: без моря слез и внешних эффектов история смотрится куда более цельной.
Подробнее – здесь.
5. «Город мошенников»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/gorod-moshennikov.jpg)
Оливье Маршаль – заслуженный, но не самый знаменитый французский режиссер, известный благодаря бандитской драме «Неприкасаемые» и детективу «Набережная Орфевр, 36» (фильмам крепким, но не выдающимся). Поначалу такое же впечатление производит и его новая работа – нуар-боевик с марсельским колоритом, в котором копы и бандиты соревнуются в глубине морального падения. Всё меняет неожиданный и блестящий финал, разворачивающий предыдущие события на 180 градусов. После всего этого гран-гиньоля кто-то, наверное, вспомнит, «Преступление и наказание», но дело тут, конечно, совсем не в этом – «Город мошенников» остается обычным жанровым фильмом, просто это жанровое кино с хорошей, оригинальной и запоминающейся развязкой.
4. «Суд над чикагской семеркой»
![sud-nad-chikagskoy](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/sud-nad-chikagskoy.jpg)
Классная судебная драма от заслуженного американского сценариста Аарона Соркина, для которого «Суд» стал всего лишь второй режиссерской работой. Вьетнам, антивоенные протесты, «Черные пантеры», контркультура… Автор Newsroom и «Социальной сети» даже не пытается быть объективным на этом красочном материале – основатель партии йиппи Эбби Хоффман у него не упоминает индейцев сиу, свидетели не распевают на допросах собственные песни, а судья Хоффман (однофамилец подсудимого) в исполнении Фрэнка Ланджеллы выглядит примерно как дьявол, которого настигла деменция. Вместе с этим, у Соркина получился яркий, самобытный и запоминающийся фильм.
3. «Еще по одной»
![eshe-po](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/12/eshe-po-1.jpg)
Отличная трагикомедия Томаса Винтерберга, основанная на анекдотической завязке: страдающие кризисом среднего возраста школьные учителя объединяются, чтобы проверить теорию о благотворном воздействии алкоголя на жизнь человека. Картина Винтерберга дрейфует от заразительного смеха к неподдельной печали (и обратно), а спиртное в итоге оказывается вещью амбивалентной. Столь же амбивалентной становится и сама жизнь героев: безопасная, сытная, но скучноватая и, пожалуй, даже тоскливая. Как же тут не выпить?
2. «Джентльмены»
![Toff_Guys_Day_16_028.ARW](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/dzhentlmeny.jpg)
Гай Ричи находится в хорошей форме, а к его фирменному почерку добавилась авторская зрелость – в новом фильме режиссера незамысловатая жовиальность его ранних работ встречается с опытом постановщика, успевшего поработать с большими студиями и переосмыслить этот опыт. Никуда не ушло от Ричи и чувство ритма: эта животная интуиция, понимание того, что сейчас нужно ускориться, а через 10 минут – немного остановиться. У Ричи получилось лихое и витальное кино. Не самое сложное или (упаси Бог) умное, но очень стильное, живое и, безусловно, стоящее каждой минуты вашего времени.
Подробнее – в рецензии по ссылке.
1. «Манк»
![mank](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/mank.jpg)
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса давно стал столпом американского кинематографа и американской культуры. Дэвид Финчер решил сделать фильм об этом фильме, используя необычный ракурс: в центре внимания оказывается не знаменитый режиссер, а сценарист картины, Герман Манкевич. Манкевич Финчера оказывается двойственным героем: талантливым, но безалаберным; умным, но неосмотрительным; честным, но болезненно (и не только для самого Манка) бескомпромиссным. Дополнительное измерение приобретает и сам «Гражданин Кейн» – эта работа из запылившейся классики превращается в живое высказывание, сделанное с конкретной целью. Муки творчества, блистательный Гэри Олдмен, атмосфера Золотого века Голливуда прилагаются. Добавьте к этому обыкновенный для Финчера интеллектуализм («Манк» не старается казаться «умным» фильмом благодаря неймдроппингу, цитатам и внешним эффектам – он просто является им) – и вы получите лучшую картину 2020-го.