///Итоги-2020: Лучшие фильмы года по версии Сергея Феофанова

Итоги-2020: Лучшие фильмы года по версии Сергея Феофанова

Лучшие фильмы 2019 года по версии Сергея Феофанова: от Дэвида Финчера и Гая Ричи до Оливье Маршаля и Шона Дуркина

16. «Соседи сверху»

Незатейливая, но милая испанская комедия в форме семейной психотерапии. Прекрасный Хавьер Камара – в одной из главных ролей.

15. «Друзья на свою голову»

Дурацкая на первый взгляд французская комедия с Венсаном Касселем и Беренис Бежо. В итоге комедия оказывается неглупым драмеди, а довольно нелепая завязка приводит к размышлению о влиянии новых обстоятельств на коммуникацию между людьми.

14. «Падение»

Режиссерский дебют Вигго Мортенсена получился неровным и несколько конъюнктурным, а тяжеловесные символы вроде постера с Бараком Обамой могли бы окончательно закопать картину. Тем не менее, в фильме есть и много хорошего: от прекрасного актерского дуэта Вигго Мортенсена и Лэнса Хенриксена до красивых и умиротворяющих флэшбеков из детства главного героя.

13. «Зависнуть в Палм-Спрингс»

Миленькая вариация на тему «Дня сурка». Солнечная Калифорния, свадебная атмосфера, крепкий сценарий и обыкновенно прекрасный Дж. К. Симмонс в небольшой роли напрочь поехавшего мужчины.

12. «Отец»

Французский драматург Флориан Зеллер захотел самостоятельно экранизировать собственную пьесу о старике с деменцией, и это решение кажется довольно спорным. Зеллеру-кинорежиссеру ощутимо не хватает школы, полутеатральная постановка с трудом балансирует на грани хорошего вкуса, и в целом обо всём этом можно сказать примерно то же, что Толстой когда-то сказал об Андрееве: «Он пугает, а мне не страшно». Но есть у «Отца» и одно неоспоримое достоинство – прекрасный и величественный сэр Энтони Хопкинс, в одиночестве вытаскивающий это кино на вполне приличный уровень.

11. «Довод»

Один из самых слабых фильмов Кристофера Нолана, оказавшийся в топе только благодаря слабости конкурентов. Критики всю дорогу ругали любимца массовой публики за мегаломанию, дешевую эффектность и претенциозность. Всё это было, пожалуй, справедливо (в той или иной степени), но со всеми своими проблемами Нолан умудрялся создавать качественное зрительское кино (за одним единственным исключением). В «Доводе» этот метод дал сбой: режиссер действует с грацией слона в посудной лавке, загадки оказываются не слишком загадочными,  тайны – не очень таинственными, а реверсивное движение всех – чрезвычайно утомительным. Хотя в зрелищности «Доводу» не откажешь. Да и плохой русский олигарх, цитирующий «Полых людей» Томаса Элиота, имеет все шансы стать главной киношуткой 2020-го.

10. «Дорогие товарищи»

Историческая драма Андрея Кончаловского будто бы поделена на два отдельных фильма. Первая часть получилась энергичной, точной и конкретной. К сожалению, на этом режиссер не остановился, дополнив более-менее безоценочный пересказ исторических событий неубедительным, затянутым и вялым эпилогом со страдающей партийной работницей и переоценкой ценностей. Впрочем, и в таком виде «Товарищи» – несомненно, большая и важная работа для современного российского кинематографа.

9. «Рыцари справедливости»

Любопытное скандинавское кино, жанр которого так сразу и не определишь, ведь «Рыцари» всю дорогу балансируют где-то на стыке смешного и грустного. И если по форме картина Андерса Томаса Йенсена (сценариста нескольких лент Сюзанны Бир) тяготеет к комедии, то с точки зрения содержания в ней всё же больше драмы.

8. «Гнездо»

«Гнездо» Шона Дуркина – еще один пример фильма-хамелеона, который кочует от жанра к жанру, оказываясь в финале вовсе не тем, чем кажется на первый взгляд. Именно эти мелкие нюансы и делают «Гнездо» интересным: мир больших финансов здесь соседствует с жутковатым готическим особняком, семейная драма – с нешуточным саспенсом, а прогрессирующая безнадега – с каким-то даже оптимистичным финалом.

7. «Фестиваль Рифкина»

Старина Вуди продолжает работать с историями в формате «Какая у этой басни мораль? А морали нет никакой». Новое кино классика снято в декорациях сан-себастьянского кинофестиваля, благодаря чему картина получилась более синефильской, чем обычно (иногда многочисленные отсылки кажутся даже избыточными). В остальном это всё тот же Аллен, к которому мы привыкли: долгие разговоры, запутанные взаимоотношения, романтические увлечения и бесплодные поиски смысла в бренном существовании героев. Во всем этом, конечно, нет решительно ничего нового, но в целом мэтр по-прежнему в порядке.

6. «Супернова»

Тон повествования напоминает виды осенней Англии за окном фургона: хмурые, лаконичные, но по-своему прекрасные. Герои «Суперновы» не слишком многословны и эмоциональны, а страстные объятия им заменяют спокойные разговоры и медитативное разглядывание звезд. Такова и режиссерская манера Макквина: бесстрастная и несколько холодная. И это, конечно, хорошо: без моря слез и внешних эффектов история смотрится куда более цельной.

Подробнее – здесь.

5. «Город мошенников»

Оливье Маршаль – заслуженный, но не самый знаменитый французский режиссер, известный благодаря бандитской драме «Неприкасаемые» и детективу «Набережная Орфевр, 36» (фильмам крепким, но не выдающимся). Поначалу такое же впечатление производит и его новая работа – нуар-боевик с марсельским колоритом, в котором копы и бандиты соревнуются в глубине морального падения. Всё меняет неожиданный и блестящий финал, разворачивающий предыдущие события на 180 градусов. После всего этого гран-гиньоля кто-то, наверное, вспомнит, «Преступление и наказание», но дело тут, конечно, совсем не в этом – «Город мошенников» остается обычным жанровым фильмом, просто это жанровое кино с хорошей, оригинальной и запоминающейся развязкой.

4. «Суд над чикагской семеркой»

Классная судебная драма от заслуженного американского сценариста Аарона Соркина, для которого «Суд» стал всего лишь второй режиссерской работой. Вьетнам, антивоенные протесты, «Черные пантеры», контркультура… Автор Newsroom и «Социальной сети» даже не пытается быть объективным на этом красочном материале – основатель партии йиппи Эбби Хоффман у него не упоминает индейцев сиу, свидетели не распевают на допросах собственные песни, а судья Хоффман (однофамилец подсудимого) в исполнении Фрэнка Ланджеллы выглядит примерно как дьявол, которого настигла деменция. Вместе с этим, у Соркина получился яркий, самобытный и запоминающийся фильм.

3. «Еще по одной»

Отличная трагикомедия Томаса Винтерберга, основанная на анекдотической завязке: страдающие кризисом среднего возраста школьные учителя объединяются, чтобы проверить теорию о благотворном воздействии алкоголя на жизнь человека. Картина Винтерберга дрейфует от заразительного смеха к неподдельной печали (и обратно), а спиртное в итоге оказывается вещью амбивалентной. Столь же амбивалентной становится и сама жизнь героев: безопасная, сытная, но скучноватая и, пожалуй, даже тоскливая. Как же тут не выпить?

2. «Джентльмены»

Гай Ричи находится в хорошей форме, а к его фирменному почерку добавилась авторская зрелость – в новом фильме режиссера незамысловатая жовиальность его ранних работ встречается с опытом постановщика, успевшего поработать с большими студиями и переосмыслить этот опыт. Никуда не ушло от Ричи и чувство ритма: эта животная интуиция, понимание того, что сейчас нужно ускориться, а через 10 минут – немного остановиться. У Ричи получилось лихое и витальное кино. Не самое сложное или (упаси Бог) умное, но очень стильное, живое и, безусловно, стоящее каждой минуты вашего времени.

Подробнее – в рецензии по ссылке.

1. «Манк»

«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса давно стал столпом американского кинематографа и американской культуры. Дэвид Финчер решил сделать фильм об этом фильме, используя необычный ракурс: в центре внимания оказывается не знаменитый режиссер, а сценарист картины, Герман Манкевич. Манкевич Финчера оказывается двойственным героем: талантливым, но безалаберным; умным, но неосмотрительным; честным, но болезненно (и не только для самого Манка) бескомпромиссным. Дополнительное измерение приобретает и сам «Гражданин Кейн» – эта работа из запылившейся классики превращается в живое высказывание, сделанное с конкретной целью. Муки творчества, блистательный Гэри Олдмен, атмосфера Золотого века Голливуда прилагаются. Добавьте к этому обыкновенный для Финчера интеллектуализм («Манк» не старается казаться «умным» фильмом благодаря неймдроппингу, цитатам и внешним эффектам – он просто является им) – и вы получите лучшую картину 2020-го.

Telegram
| |
Автор: |2022-01-03T19:35:17+03:006 Январь, 2022, 11:21|Рубрики: Итоги, Статьи|
Сергей Феофанов
Гонец постмодернизма, ловец солнц и ювелир слова. Беспрестанно проверяет на прочность потенциал кириллицы. Рассудителен, вальяжен, аристократичен и находчив. Выкован из осколков забытых истин и вольфрамового стержня станции «Мир». Не выходит из дома без Айпэда, треуголки и мыслей о России. Держал Бога за бороду, но отпустил из жалости.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok