///Итоги года: 10 лучших фильмов по версии Артура Сумарокова

Итоги года: 10 лучших фильмов по версии Артура Сумарокова

Артур Сумароков представляет свою версию 10 лучших фильмов 2016 года

Иранская лента, стремящаяся разрушить все существующие стереотипы про кинематограф Востока. Метакино, мокьюментари, мистический триллер, неонуар, исторический детектив – и ни одно из этих жанровых определений не даст чёткого понимания всего затронутого режиссером контекста. Иносказательно ироничная, эта картина одинаково аппелирует как к персональному опыту самого режиссера, так и к общим моментам истории. Проваливаясь порой в хаос сюрреализма, Мани Хагиги пытается разъяснить диалектику страха, кошмарного непонимания того что происходит вокруг. Но даже более чем внятный финал расставляет акценты не до конца, оставляя зрителя сомневаться в реальности рассказа.

О славных временах французского экстремального кинематографа сейчас вспоминают достаточно редко, поскольку и оно само прежние признаки жизни не подаёт, так как основная часть его резидентов – Гаспар Ноэ, Паскаль Ложье, Александр Ажа, Катрин Брейя – давно ушли в тень или же исписались. Но тем приятнее выход такой картины как “Сырое” дебютантки Джулии Дюкорно. В сюжете ленты, повествующей о том как ярая вегетарианка Жюстин путем бесхитростной инициации начала менять по хардкору свой прежний рацион, слишком легко усмотреть внутренний конфликт мировоззрений. Для общества потребления сама постановка вопроса “кем быть” и “что есть” кажется лишённой своей сущностной значимости, так как “Сырое” это в первую очередь психопатологического свойства драма о самоидентификации, о новой социальной и телесной нормативности в условиях обобществления дегенерации ряда институциональных направлений. Дюкорно в своей киноязыковой манере взаимодействия со зрителем близка к Леосу Каркасу и Филиппу Гранрийе, нежели новой волне французского хоррора.

Шайа ЛаБаф сейчас является в большей степени перформативной фигурой contemporary art, нежели исключительно актёром. Формально отвязавшись от большого Голливуда, ЛаБаф изредка находит себя на съёмках лент, мало чем отличающихся от его троллинговых арт-перформансов. “Американская милашка” Андреа Арнольд из таких работ: неторопливое, сюжетно эскизное роуд-муви, в котором отчетливо возникает ощущение контекстного пересечения с работами Хэла Эшби, Джона Кассаветиса и Вернера Херцога. Основа, корневая суть ленты – не поиск самого себя, но просто путешествие, физическое растворение во вневременных реалиях США.

Миа Хансен-Лёв больше известна в европейской богемной тусовке в качестве жены французского постановщика Оливье Ассаяса и, гораздо в меньшей степени, как тоже режиссёр. “Будущее” 2016 года это уже четвертая по счету режиссерская работа Мии Хансен-Лёв, но вместе с тем и ставшая самой ее известной, во многом за счёт присутствия в главной роли этой картины Изабель Юппер. В прошлом году знаменитая актриса слишком часто примеряла на себя неоднократно отыгранные роли, и “Будущее” в этом контексте видится как этакая “Пианистка”, будь она снята, допустим, Брессоном или Бергманом. Но ближе всего картина к “трилогии цвета” Кшиштофа Кесьлевского, при том что Миа Хансен-Лёв вполне естественно ищет свои возможности к вокабуляции киноязыковыми приемами тем личностного обновления и экзистенциальной рефлексии.

Режиссер Дэнни Перез заставил о себе говорить в узких кругах молодых киноавангардистов в 2010 году, когда под вдохновлением музыки Animal Collective снял “фильм” “Oddsac”. Собственно, это пятидесятиминутное видео не было полноценным фильмом; при полном отказе от нарративной структуры “Oddsac” скорее являл собой психоделический видео-арт, снятый не без прямого влияния Ника Зедда. В своей второй режиссерской работе, фильме “Антирождение” Перез фиксирует маргинальное сновиденческое существование главной героини, для которой беременность становится катализатором деконструкции ее реальности. Выморочный контекст ленты, стыкующийся с линчевским мировосприятием и онтологией телесности Кроненберга, аппелирует не столько к познанию “женского”, но – “человеческого”. Антикино становится в итоге трамплином для прямого режиссерского размышления о (вы)рождении человеческой сущности.

“Сальный душитель” режиссёра Джима Хоскина – яркий пример существования bad taste в современном гипертекстуальном кинопространстве. Застрявший между отливающим дискотечным неоном восьмидесятых и десубьективизированной современностью, дебютный фильм Хоскина рассматривает архетипический сюжет об отношениях взрослых детей со своими перезревшими родителями в духе раблезианства, не чуждаясь языка тотального абсурда и/или ультранасилия. Хоскин, бесспорно, отлично владеет культурологическим контекстом, снимая свой фильм на стыке социальных эскизов Джона Уотерса и китчевой эстетики Ллойда Кауфмана, но в междустрочье “Сальный душитель” это ещё и лирическая история любви отщепенцев, этаких американских Строшеков, заточенных в собственном микромире абсолютной размытости свободы воли.

Суровый феминистский вестерн, к тому же не слишком изящно пинающий религию. Впрочем, Кулховен с этой картиной, в чем-то заставляющей вспомнить итальянские эксплуатационные спагетти-вестерны и ранние ленты Пола Верховена, вошёл в авангард современных, ещё и не обголливудившихся режиссёров из Европы, не боящихся порой своими фильмами попасть вне существующего контекста или наоборот настолько с ним переборщить, что это по итогу будет восприниматься как нескрываемая ирония. “Преисподняя” – кино слишком двусмысленное и слишком плотное по своей фактуре, чтобы его можно было встроить в что-то одно. Крайне мизантропический фильм, который встречает зрителя практически сразу болезненным ультранасилием.

Не самый жизнеутверждающий мультфильм, снятый по сценарию Селин Скьямма, в свою очередь основанном на романе Жиля Пара. Собственно, что и радикально отличает этот мультфильм от привычной диснеевской анимации или пиксаровской вселенной, так та самая настоящая искренняя честность диалога со зрителем, ибо темы, затронутые Баррасом в своей картине, являются предметом больших разговоров с детьми: смерть, насилие, секс, поиск себя, принятие своей социальной роли. Без лишнего сюсюканья, предельно жизненно и – оттого в чем-то на грани фола, но “Жизнь Кабачка” это не пилюля от реальности, это сама реальность.

Американский андерграундный художник и режиссёр Фил Стивенс в своей второй полнометражной ленте, фильме ужасов “Совесть”, рассказывает историю о муках совести у некоего безымянного преступника, проснувшегося в лесу со следами увечий. Восстановление памяти окажется чреватым по-настоящему жуткими событиями. “Совесть”, как и “Колыбельная скорбной тайне”, не пытается быть понятой, поскольку режиссёр в первую очередь стремится к кристальной экстремальности происходящего в кадре. То что главными источниками вдохновения режиссёр выбрал для себя Дэвида Линча и Гая Мэддина не скрывается, и фильм, стилизованный под черно-белый ночной кошмар, довольно быстро погружает зрителя в абсолютный персональный ад, из которого выбраться нереально. Фильм как дагерротип искаженного болью сознания, которое не может выбраться из пут насилия и безумия.

Живой классик филиппинского кинематографа, редкий фильм которого длится среднестатистические полтора часа, Лав Диас в своей ленте, представленной впервые на прошлогоднем Берлинском  кинофестивале, обращается к многослойному, состоящему из пластов большой истории, литературы и авторского кинотекста, нарративу, снимая второй, после “Эволюции филиппинской семьи”, главный фильм в своей карьере. Монументальное, запечатанное в монохром, повествование является редким типом кинематографа par excellence, дающее зрителю практически утраченное возвращение к первобытной магии кино, когда и кино оказывается тождественно реальности. “Колыбельная скорбной тайне” – молчаливая поэма о филиппинском мироощущении.

Яндекс.Дзен
Хронология: 2010-е 2016 | Сюжеты: Итоги 2016 года |
Автор: |2019-01-05T15:26:31+03:0021 Июнь, 2017, 11:54|Рубрики: Итоги, Статьи|
Артур Сумароков
Гедонист, нигилист, энциклопедист. Укротитель синонимических рядов и затейливого синтаксиса. Персональный Колумб Посткритицизма, отправленный в плавание к новым кинематографическим землям. Не только знает, что такое «порношаншада», но и видел это собственными глазами. Человек-оркестр, киноманьяк, брат-близнец Ртути. Останавливает время, чтобы гонять на Темную сторону Силы и смотреть артхаус с рейтингом NC-17. Возвращается всегда с печеньками.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok