///Итоги года: 10 лучших фильмов по версии Сергея Лозовского

Итоги года: 10 лучших фильмов по версии Сергея Лозовского

Сергей Лозовский представляет свою версию 10 лучших фильмов 2016 года

Еще одна адаптация забугорной истории под российскую жизнь (на этот раз пьеса Мариуса фон Майенурга), вызвавшая, впрочем, куда меньший резонанс, чем пресловутый “Левиафан” Звягинцева. Вон, даже Кураев похвалил, несмотря на достаточно жесткую позицию Кирилла Серебренникова к тому, что принято называть православием головного мозга. В дремучем обществе и кликуша может стать пророком. Фильм, безусловно, утрирован, как и любая притча. Зато именно такая форма позволяет говорить максимально прямо, не прячась за намеками.

Кеннет Лонерган рискнул сыграть на приеме, который требовал большой точности в воплощении: он вынес кульминацию фильма в флешбек, а сам флешбек разместил практически посередине хронометража. События, разворачивающиеся в “Манчестере” — лишь отражение ушедших дней, последствия ситуации, которую уже не изменить и не переиграть. Пронзительный сценарий, до последнего кадра выверенный монтаж и прекрасные актерские работы — залог успеха столь рискованного подхода.

В лучших традициях румынского неореализма Кристи Пую почти на три часа усаживает зрителя на хлипкий табурет у поминального стола, за которым многочисленная семья собралась почтить память почившего старейшины. Оператору тесно в четырех стенах, заставленных многочисленной мебелью и не менее многочисленными родственниками с их многочисленными семейными дрязгами. И пусть вас не пугает необходимость полного погружения в серпентарий, в конце концов, жизнь семьи — это отражение жизни страны (ячейка общества — часть целого), а сами мы не так уж отличается от румын, чтобы не увидеть в их зеркале наше отражение.

Торжество стиля над рассудком. Пак Чхан-Ук плотно закручивает пружину сюжета, потом закручивает ее еще плотнее, потом еще немного… Распутать то, что получилось, непросто, да и надо ли — ведь концентрированная азиатская экзотика бомбардирует зрителя ежеминутно, а горячий лесбийский секс по своему градусу уступает лишь “Жизни Адель”, в свою очередь значительно превосходя ее в эстетичности. Это очень насыщенное и, если можно так выразиться, богатое кино, чрезмерное во всем, пьянящее и ошеломляющее.

Несостоявшийся оскаровский лауреат, оммаж всем древним мюзиклам оптом. Бесконечно обаятельный фильм, поставленный человеком, очевидно влюбленным в кино. Эта страсть поневоле передается и зрителю. Шазелл смог снять настоящее ретро в настоящем времени, эпохе мобильников, машин с автоматической коробкой передач и дабстепа. Он правильно использовал фактуру Райана Гослинга и Эммы Стоун, он не побоялся поманить хэппи-эндом и отбросить его… ну и он создал лучший классический мюзикл со времен “Чикаго”. А это дорогого стоит.

Минималистичное кино. Три истории о женщинах, снятые женщиной по книге, написанной женщиной. Фильм полностью освобожден от формы — он лишен динамичных монтажных склеек, операторских изысков и актерских эскапад. Он неспешен, тих и даже, пожалуй, малозаметен на фоне коллег. Но это кино, которые при должном настрое способно зацепить по-настоящему, тронуть за живое, заставить размышлять и сопереживать. “Несколько женщин”, пожалуй, даже близки Антониони и его фирменной некоммуникабельности. Это фильм о пустотах между людьми и о том, что заполнить эти пустоты нечем, ибо они бездонны. Не самая радостная мысль, но уж что есть.

Мозголомное корейское кино, практически по Линчу представляющее из себя пазл, который невозможно собрать. “Вопль”, ни на секунду не выходя из направления деревенского детектива, тем не менее, с легкостью тасует жанры, обманывая зрителя эксцентричной азиатской комедией, пугая жутковатым хоррором, путая религиозной притчей. Создается впечатление, что на На Ход-Джин придумал своему фильму дополнительное четвертое измерение, делающее бессмысленным все попытки рационального познания. Это необыкновенно увлекательная головоломка, и, вместе с тем, отлично снятое кино.

Вообще, конечно, формально Андреа Арнольд рассказывает о жизни бродячей группки менеджеров по продажам — ну знаете, тех, кто стучится к вам в дверь с просьбой купить нафиг вам не нужный журнальчик-другой… но по факту это кино вовсе не о современных коммивояжерах. Это фильм-настроение, фильм-порыв, это роуд-муви под палящим солнцем Америки, это раскованное и естественное кино, полное жизненной энергии, силы и вдохновения. Это та самая удивительная легкость кинематографии, доступная лишь очень немногим. Трехчасовый хронометраж растворяется в этой легкости без следа, оставляя после себя лишь удивительно приятное и гармоничное послевкусие.

Пол Верховен, несмотря на почтенный возраст, все еще сохраняет молодость души, умеет быть злободневным, мизантропичным, сатиричным, и очень, очень остроумным. Он ловко тасует пласты, рассказывая и о сильных женщинах/слабых мужчинах, и о загнивающей буржуазии, он делает смешной триллер, который высмеивает, не забывая о своей основной функции — пугать. И еще там, конечно, совершенно фантастическая Юппер, которая с блеском отгрывает именно то, что нужно режиссеру и именно так, как это требуется сделать.

Очередной удивительный сеанс киномедитации от Джима Джармуша. Спокойное, неспешное, уютное кино. Красивое своим плавным монтажом, Адамом Драйвером, мордатой неповоротливой собакой, экзотическим очарованием Голшифте Фарахани, посиделками в баре, плывущим ритмом белых стихов и всем тем, из чего Джармуш плетет магию своего кинематографа. Смотрите, цените — так сейчас мало кто умеет.

Facebook
Хронология: 2010-е 2016 | Сюжеты: Итоги 2016 года |
Автор: |2019-01-05T15:26:31+03:0019 Июнь, 2017, 11:44|Рубрики: Итоги, Статьи|
Сергей Лозовский
Поклонник мягкого слога и изящных форм. Уравновешенный искатель истины с чувством меры и вкуса. Знаток жанров фантастических и эрудит жанров иного профиля. Способен отрецензировать что-угодно: от мудреных книг до детской считалочки, следуя кредо: о сложном – просто, о простом – без упрощений. Помимо прочего, имеет склонность к безудержному веселью, дружелюбен и ценит хорошее пиво.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok