Глеб Тимофеев вспоминает анимационные фильмы 2016 года
Скрэт уже не элемент хаоса в структуре мира – он анти-демиург, сатана всего универсума: не просто трещина пошла по леднику в результате его неуклюжести, а произошел катаклизм галактического масштаба, в результате чего в сторону голубой планеты летит метеорит. Вся команда соберется вместе – и мамонтово семейство, и несчастный в своем одиночестве ленивец, и пара саблезубых новобрачных – и попытаются это всё остановить, или хотя бы достойно подготовитсья к неизбежному.
От скуки хочется увидеть во всём этом оммаж Триеровской «Меланхолии», но, наверное, не стоит. Печальное, вымученное зрелище, в котором решений маркетологов на порядок больше, чем художественных. Околосемейный юмор в принципе неплохо смотрится почти в любом антураже, но здесь представлен, в основном, безвкусными и невыносимыми сценками. Старые персонажи еще больше уплощаются, новые – сразу и появляются одномерными и отталкивающими, несмотря на попытки пародийно обыграть явления современной культуры. Сюжет строится вокруг дурацких шуток и нелепых пауз между ними, а в движение приводится максимально неуклюжими диалогами. Единственная отрада – MAGNETS, BITCH! Лучше уж первый пересмотреть, если время девать некуда.
Когда-то аниматоры Illumination Entertainment Брайан Линч и Синко Пол смотрели Историю Игрушек и впечатлялись, теперь же, после вполне понятной популярности «Гадкого я» и совершенно необъяснимого успеха «Миньонов», решили соорудить свой римейк, с танцовщицами и монополией. Ревность питомца к новому любимцу, подстава, совместные приключения и попытки лучше узнать и понять друг друга – «Тайна жизнь домашних животных» выглядит практически покадровым римейком великого анимационного фильма от Pixar, правда, без присущей последнему глубины, тонкости, доброго юмора, отличных персонажей, грамотно сформулированных морально-этических уроков и красивой анимации.
Персонажи не вызывают симпатии, юмор донельзя натужный, у самой истории слишком мало проблесков, чтобы сделать «тайную жизнь» хоть сколько-нибудь терпимой. Её можно было бы нормально пережить, хотя бы если бы не перебор с идиотией от злодея-кролика, выглядящей совершенно невыносимо в своей навязчивости, безвкусности и – откровенно – тупости. Это даже для детей, где в принципе нормально заходит уровень нелепых лиц и внезапных какашек – что обычно обозначается словом Random – слишком низкопробно, чтобы хотя бы минимально развлечь. Не просто проходной мульт – чудовищный. А невообразимо огромные сборы не просто настораживают – ужасают, ведь приходится ожидать чего-то похожего уже совсем скоро.
Слово «экранизация» тут неуместно – анмационный фильм по мотивам самой популярной мобильной игры и одной из успешнейших мерч-кампаний в мире получился неожиданно вполне приличным, а также политически актуальным. История мизантропа, имеющего проблемы с управлением гневом, и его противостояния иммигрантским свиньям, ворующим яйца, выглядит не настолько глупо, как можно было бы ожидать по трейлерам и промо-кампании.
Нет, влияние заниженных ожиданий велико, и нельзя сказать, будто мульт получился отличным – все-таки для полноценного художественного произведения недостаёт опыта, и многие методы сюжетных построений выглядят не то что вторичными – скорее морально устаревшими десятилетия назад. Но наделение игровых персонажей личностными характеристиками и минимальным бэкграундом получилось вполне органичным, поп-культурные отсылки не раздражают, а идиотские моменты классического «не придумали ничего лучше, чем тупые туалетные шутки» юмора вполне можно пережить, благо их не так много. Симпатичный, до определенных пределов, мультфильм, с серьезными недостатками в исполнении.
Когда-то аисты доставляли детей, но после производственного инцидента, вызванного нервным срывом, переключились на курьерскую доставку всякой всячины. Карьерист Джуниор, в шаге от повышения, совершает факапчик, и на свет появляется незапланированный младенец (упс). Теперь его надо доставить по назначению, пока никто не пронюхал.
Классический для студии дуализм: очень хорошо в технических средствах, очень плохо сюжетно – мы это помним и по «Монстрам на каникулах», и по «Осадкам в виде фрикаделек», и «Аисты» в компанию отлично вписываются. Фабула похожа на переработанную «Monsters, Inc», но без всеохватности и глубины, а развлекательные втавки на бизнес-темы смотрятся безыдейно. Юмор чаще random-натужный, через глупые сценки и нелепые лица, да через микроспекуляции темой молодых родителей. Плюс, конечно, навязчивый Work-life balance месседж, про семьянинов и карьеристов, довольно безыскусный, но как минимум не противный. Нет каких-то запоминающихся пресонажей, методы вызова сопереживания спекулятивные, история супер-вторичная, концентрация вокруг эдакого «роуд-бадди» муви в мультфильмах до ужаса надоела, но при этом чего-то раздражающего нет, и мульт не приходится «терпеть» и «выносить», он просто и банально так себе.
В мире троллей, где бытие состоит из кислотных вечеринок и всеобщего чунга-чанга, живёт один мизантроп с психологической детской травмой. Именно ему предстоит выручать беспечных сородичей, когда из-за вечной стрекозьей беззаботности они оказываются в опасности. Dreamworks сконцентрировалась на детях, окончательно положив их целевой аудиторией (что разумно), и не пытаясь даже примерно развлечь пришедших в кино родителей. Кто мог ожидать, даже в ностальгически ориентированном мире, полнометражки от крупной студии, посвященной серии игрушек? Даже лучшее из подобного ограничивается сериалами. Смурфы под наркотой, расчетливо забавные, если зритель не старше 10, и с нравственными уроками на уровне «Улицы сезам».
Немного «тачек», немного «миньонов», очень сочная картинка, забавные, пусть и незапоминающиеся эксцентричные персонажи, забавная супергеройская физика волос, вполне симпатичный вокал – на фоне в принципе довольно неудачного для американских студий года «Тролли» смотрятся относительно неплохо, хотя бы минимально развлекают и от них не тошнит. Кислотное диско, простая линейная радость, несложный сюжет и одномерные, но не самые занудные этические уроки – хотя бы детям весело. Ну и родителям, настроенным мизантропически, должно быть забавно поглядеть на огромных депрессивных троллей-чудовищ, что используют мелких и чересчур счастливых в качестве антидепрессантов.
Dreamworks продолжают экскурс в базовые принципы китайской философии – на этот раз речь пойдет о «силе», пардон, энергии «ци» («чи», «ки» – увы, не говорю по-китайски). Кроме овладения древним искусством панд, По будет балансировать между своими отцами – напоминаем, один из них гусь – а также в качестве воина Дракона, последней надежды зверовечества, противостоять зловредному козлорогому мастеру кунг-фу, вынырнувшему из местной Вальгаллы и поглощающему чужую силу, аки заправский горец.
Немного Куросавы, немного Джеки Чана, примерно напополам шуток хороших и идиотских, симпатичная традиционная музыка (музыкальная тема злодея – отдельная песня!), необаятельная семейная околодрама, обаятельнейшее погружение в культуру – третий эпизод приключений панды По, воина Дракона, получился неровным, но в любом случае симпатичным. Единственное – сюжетное развитие персонажа становится все более узконаправленным, а нам обещали шесть эпизодов, в случае успеха третьего. «Кунг-фу панда 3» собрала более полумиллиарда, так что продолжениям – быть. Обнадеживает, что изначально история и задумывалась в шести частях.
Моана – наследная принцесса островного правителя – готовится к будущей жизни политического лидера: изучает тонкости сбора кокосов, рыбалки в лагуне и прочих мелких промыслов и ремесел. Её душу, однако, бередит близость открытого океана, куда не пускают не только её overprotective родители, но вовсе никто из племени не путешествует, во избежание связанных опасностей. Однако отправиться в мистическое плавание придётся – ведь таинственная черная хворь, связанная со сложноописуемыми эзотерическими причинами, портит остров не хуже, чем пыль губила кукурузу в «Интерстелларе»
Сезонно-обязательный диснеевский мульт, не падающий ниже определенной планки, но и не прыгающий в пантеон лучшего. Приключения полинезийской принцессы в поисках своего призвания и своей судьбы, и трикстера-полубога, эдакого раскабаневшего Прометея. Бадди-муви, волшебный квест, мюзикл – все ожидаемо, но небезынтересно. Принцесса – до тошноты ролевая модель без оригинальности, Азазель-Мауи довольно противный, история неизвинительно примитивная, хотя вполне понятно, что даже любопытные полинезийские легенды со временем ужмуться до одномерной детской сказки в целях упрощения. Зато нарисовано шикарно, без вопросов – очень много визуально крутых мелочей, отлично анимированная вода, «живые» татуировки, немного гиковских киноцитат, типа «Водного мира». Можно было бы сказать, что стереотипно-бездушный проект, но слишком уж красивый, чудовищно. И легкий – такой Frozen-lite, без сюрпризов и лишних смыслов, но по-своему увлекательный, так что придираться не стоит – всё же «Моана» не «Зверополис», интересный всем, а чисто детское развлечение, со своими задачами справляющееся на ура.
Анимационный фильм от «Pixar» – сиквел одной из самых народно любимых историй студии – посвящен второстепенному персонажу, рыбке с диссоциативной антероградной амнезией. Несмотря на полную неспособность запомнить недавние события, её инстинктивно влечет куда-то «домой». Что там было – вспомнить Дори не может, но определенно было хорошо. Она оказывается в «институте морской жизни», где и жила популяция её вида – голубых хирургов, но внутренняя логистика этого места и встающие на пути к родным и близким препоны ничуть не проще, чем была задача при поиске Немо – переплыть океан.
Основная сюжетная линия отчаянно и неприкрыто спекулирует на сентиментальной и эмоциональной теме – социальной адаптации людей «с особенностями развития», причем чаще расчетливо, чем красиво и естественно, а второстепенные персонажи (которых тут изобилие) назойливо отбирают экранное время. Есть у этого всего определенный оттенок вымученности, а выводы и моральные уроки значительно менее изящны и красивы, чем обычно. Зато привычно качественно сделана анимация (особенно осьминога Хэнка), история выстроена композиционно хорошо, да и в целом – средний сиквел от Pixar все равно почти всегда на полголовы выше ААА-проекта любой другой студии.
Мальчик Кубо днём играет на японской балалайке, оживляя с помощью музыки оригами-фигурки на радость деревенским жителям, а с заходом солнца спешит домой, в пещеру, помогать проваливающейся в болезнь Альцгеймера матери, – да и в целом на улице оставаться опасно: когда-то его дедушка – Лунный король – вырвал у мальчика глаз, в отместку за мезальянс дочери со смертным самураем Ханзо. Как-то раз Кубо задерживается, засмотревшись на странный ритуал общения с ушедшими, подвергается атаке криповых тёток-колдуний и в поисках спасения отправляется собирать артефакты – меч, кирасу и шлем – в компании волшебной обезьяны и жука-самурая с амнезией.
Синопсис, конечно, звучит довольно чудовищно – однако на деле вникнуть в происходящее проще, чем может показаться. Причудливый сюжет ломает некоторые стандарты в выводах и характерах, зато композиционно все же выглядит вполне линейно, что помогает не потеряться в экзотике. Мир существует по странным законам, но метафоричность понятна и смотрится естественно, а чрезмерно прихотливый символизм слишком абстрактно-универсальный, и не имеет очевидной реальной фольклорной привязки – что скорее плюс, копать необязательно, вся показываемая культура и символы имеют сиюминутное значение и рассыпаются после каждой сцены, как живое оригами Кубо. Совершенно неважно, что символизирует доспех, почему спутники – жук и обезьяна, и почему родители – струны на сямисэне. «Легенда о самурае» – печальный, но невероятно красивый мульт, и куда большее значение, чем скомканно показанное противостояние потере или метафизическая семейная драма, имеет базовая эстетика. Мир «Кубо» напоминает мир Стрелка – фантастические декорации, постапокалипсис лоскутного одеяла: вот ледяная пустыня, и ужин внутри китовой туши; вот нагльфар из осенних листьев, вот аппетитные суши; вот занесенные песком статуи, мрачные болота или гигантский скелет. Все – не CGI какой-нибудь попсовый, а куклы – поэтому смотрится фильм отличным примером талантливого применения пространственного мышления в постановке. Кубо, при всех микронедостатках – любопытное, очень красивое и классно сделанное кино.
Джуди Хопс – кролик скромных размеров, но больших амбиций, закончила полицейскую академию вопреки видовой и гендерной дискриминации, но на важное дело не попала: начальство видит в Джуди политическую фигуру, представителя травоядных и мелких и символ политкорректности, и не слишком доверят в профессиональном плане. Однако закручивается интрига – добропорядочные животные вдруг дичают – и Хопс, как и её напарник поневоле, хитрый лис-правонарушитель Ник – оказываются в самом её центре.
Зверополис – вне всяких сомнений главный мульт года: здесь и отличные персонажи с химией и живой групповой динамикой, и филигранно исполненное смешение жанров, от политического триллера до комедии положений, и высококачественный юмор. Проработка деталей животного мегаполиса сделана по высшему разряду, социокультурные отсылки на порядок превосходят конкурентов глубиной и вниманием к мелочам, а политическая актуальность и применимость в контексте современного мира заставляет поминутно сбиваться на рассказ о международном положении вместо, собственно, фильма. Немного солдата Джейн, немного ушастой Клариссы Старлинг, немного овечьего расизма и много-много веселья и увлекательности. Нечего прибавить.