Разбитый на части в поисках счастья
Как Надя пошла за водкой, 2020, Владимир Мирзоев
Дмитрий Котов — об ироничной трагикомедии Владимира Мирзоева
В деревенском доме с покосившимся мезонином и упавшим в саду забором живут две сестры. Младшая Надя — непутевая тусовщица, любительница вечеринок и алкоголя. В противовес ей — старшая Валя, образованная, начитанная, серьезная, рациональная. Объединяет сестер одно — жгучее женское одиночество и жажда обустроить личную жизнь. Соперничество пробуждается, когда младшая после очередной пьянки приводит в родовое гнездо симпатичного и, как оказывается, весьма воспитанного и интересного в общении мужчину. Пока Надя идет за водкой, Валя заводит приятное знакомство с ее новоиспеченным кавалером, и тот честно жалуется на жену-мегеру, которую за глаза называет Псиной…
Владимир Мирзоев — режиссер в первую очередь театральный. Театральность видна с первых же кадров фильма абсолютно во всем, начиная от диалогов и специфики актерской игры, заканчивая художественной условностью экспозиции и сюжетных витков. Вместо антракта — любительская съемка Венецианского карнавала, иллюстрирующая тот самый город мечты, в котором оказалась разочарована Валентина, что тоже добавило определенных красок в ее портрет. Атмосфера фильма-спектакля в классическом понимании подчеркнута и предельно интеллигентным сортом юмора, свойственного чеховским произведениям. Невзирая на то, что действие происходит в наши дни, не покидает ощущение книжной старины, отделенной от суеты современности чередой эпох, будто бы оказался случайным гостем дворянской усадьбы конца XIX века.
Кадр из фильма “Как Надя пошла за водкой”
«Как Надя пошла за водкой» — кино малобюджетное и камерное, фактически пьеса об одиночестве и отчаянном поиске счастья, разыгранная одним актером и четырьмя актрисами, у одной из которых даже нет текста. Ключевая из поднятых тем — некоммуникативность. Герои так сильно хотят выговориться, поделиться своим несчастьем и вылечиться от него, что оказываются не способны услышать ближнего, подменяя объективное восприятие реальности грезами и надеждами. Их чувства выражены в том числе сценографическими средствами: например, в эпизоде возле калитки, когда две сестры ведут диалог, нарочито развернувшись в разные стороны и обращаясь в никуда, или в момент общения Вали и Алексея, перетекающего в откровения двух параллельно произносимых монологов на фоне «вращающейся» комнаты.
Кино малобюджетное и камерное, фактически пьеса об одиночестве и отчаянном поиске счастья, ключевая тема которой — некоммуникативность
Актерские работы хороши именно как работы театральные, Евгения Соляных и Надежда Игошина весьма органичны как сестринская пара, за исключением, пожалуй, первых минут фильма, когда ощущается некая фальшь в семейных склоках, будто актрисы еще не успели сыграться друг с другом. Евгений Цыганов уже давно доказал свое высочайшее мастерство, особенно после роли в фильме «Человек, который изменил всех», так что он и здесь убедителен от и до. Ну, а Яна Троянова, чего уж говорить, всегда роскошна, когда играет стерву, даже если у нее всего несколько минут экранного времени.
Киноспектакль Мирзоева — это настоящая трагикомедия. Несмотря на абсурдность ситуаций и условность мотиваций героев, несмотря на то, что история насквозь пропитана иронией и местами пестрит по-настоящему находчивыми и неглупыми шутками, за комизмом, как нетрудно догадаться, проступает суровая правда жизни о том, что одиночество является неотъемлемой частью человеческой натуры и ее неотвратимым бременем. О том, как зачастую далеко улетают наши мечты от окружающей действительности, и о том, как важно уметь слушать и слышать того, кто рядом.