////Old fashioned: “Катастрофа на трассе № 5” Джона Ллевеллина Мокси

Old fashioned: “Катастрофа на трассе № 5” Джона Ллевеллина Мокси

Телевизионная драма

Катастрофа на трассе номер 5 (Smash-Up on Interstate 5), 1976, Джон Левеллин Мокси

Андрей Волков – о телевизионной драме Джона Ллевеллина Мокси

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения Джона Ллевеллина Мокси (1925 – 2019), талантливого режиссёра, почти всю жизнь проработавшего на американском телевидении. Его фильмография поистине впечатляет, включая известные сериалы “Миссия невыполнима” (1965 – 1968) и “Она написала убийство” (1984 – 1996), а также около 30 телефильмов. В кино постановщик работал лишь в 1960-е гг., поставив такие известные хорроры той поры, как “Город мёртвых” (1960) и “Цирк страха” (1966).

На телевидении режиссёр также снимал мистические истории, например, «Дом, который не мог умереть» (1970), но в большей степени для него характерно жанровое разнообразие. Все его фильмы отличались хорошей постановкой, продуманным сценарием и убедительной актёрской игрой. Многие популярные в будущем актёры Голливуда начинали свой путь именно у него, включая таких звёзд как Томми Ли Джонс и Ким Бэйсингер («Убить Джой» (1981).

“Катастрофа на трассе №5” относится к среднему периоду творчества режиссёра. Завязкой и одновременно развязкой служит будто бы реальное столкновение машин на трассе №5, о которой рассказывает закадровый голос полицейского сержанта, одного из главных героев. Большая часть фильма посвящена последним 48 часам жизни персонажей перед аварией, которая оборвёт судьбу некоторым из них.

Телеформат в США (исключая кабельные каналы) предполагает множество ограничений для режиссёров. Особенно это касается секса и насилия, хотя выбранный Мокси жанр драмы совсем не предполагал непременное наличие «клубнички» или кровавых сцен. Зато режиссёр отлично избежал присущей многим телефильмам слабой динамики, энергично смонтировав ленту, используя параллельное чередование эпизодов из жизни разных героев.

Кадр из фильма “Катастрофа на трассе номер 5”

Да и сами эти истории разнообразны, многие остросюжетны, как, например, история современных Бонни и Клайд, которые ограбили магазин, а затем захватили заложника (им оказался недавно вышедший из тюрьмы угонщик), и в довершение убили полицейского, который их остановил. У этого полицейского осталась жена, к которой он ехал в роддом, пока не повстречал парочку преступников, вооружённую пистолетом. Полиция, в первую очередь его товарищ сержант Сэм Маркум, делают всё, чтобы найти злодеев. А в это время дальнобойщик спасает от байкеров-насильников уже немолодую, но привлекательную женщину Эрику, с которой у него завязывается роман. У сержанта Маркума тоже есть девушка, врач, которая боится, что однажды потеряет его на одном из заданий. Ну и самая трогательная новелла, где пожилой преподаватель делает всё, чтобы скрасить последние месяцы жизни своей жены, которая тяжело больна.

Джон Мокси не боится привносить в серьёзное кино элементы развлекательных жанров, например, байкерских фильмов, которые тогда были популярны в США, а также истории о преступниках, вроде «Бонни и Клайд» Артура Пенна. Только режиссёр не представляет их приключения романтически, как миф о стремлении человека к свободе, невзирая на закон. Напротив, их криминальная одиссея, которая началась как игра, привела к тому, что тяжело раненного парня бросила его подружка, решив стать девушкой их же заложника, который тоже не в ладах с законом.

Но если финал их преступного вояжа спровоцирован ими самими, то вот молодой офицер Хаттон погиб совершенно ни за что. Здесь симпатии режиссёра скорее на стороне полицейских, которые каждый день рискуют своей жизнью, а их жёны знают, что они могут не вернуться домой со службы. Так и произошло в случае с Хаттоном. «Он даже не увидел своего малыша», как говорит его убитая горем жена.

Режиссёр далёк от назидательности фильмов «Золотого Голливуда», вынужденных следовать «Кодексу Хейса». Если преступников, отнявших жизнь у человека, он осуждает, то вот в мезальянсе дальнобойщика и Эрики, дамы из совершенно другого круга, не видит ничего плохого. Он призывает не следовать своим предрассудкам или мнению толпы, а полагаться на свои чувства. Какая разница, какое у кого социальное положение или возраст, ведь главное, чтобы людям было хорошо вместе.

Так и история пожилых супругов показывает, что в любом возрасте можно получать удовольствие от жизни, ведь стареют тела, а души всегда молодые. Оттого необязательно доживать свой век, уткнувшись в телевизор, или разбивать лоб в церкви, в напрасной молитве к небесам. Каждый миг жизни уникален – этим она и ценна. Ведь оборвать жизнь может не только болезнь, но и авария, предугадать которую невозможно. И, увы, не всегда гибнут те, кто сам повинен в преступлениях.

Авария трактуется режиссёром не как всеобщая трагедия, а как чуть ли не заурядное событие. Такие ситуации не во власти людей, оттого незачем о них особенно беспокоиться. Главное – делать своё дело

Режиссёр собрал поистине впечатляющий актёрский состав. Умерший в марте этого года Роберт Конрад сыграл отважного сержанта Маркума, его убитого товарища – Томми Ли Джонс, тогда лишь начинавший свой путь в кино. В будущем Джонс сыграет немало представителей власти, и будет в этом амплуа особенно убедителен, но первое его появление в этом качестве было именно в фильме Джона Ллевеллина Мокси. Его экранную жену достоверно воплотила известная телеактриса тех лет Сиан Барбара Аллен, а Эрику сыграла 47-летняя звезда Голливуда Вера Майлз. Также нельзя не отметить Донну Миллз, прославившуюся благодаря режиссёрскому дебюту Клинта Иствуда «Сыграйте мне туманно» (1971), а в дальнейшем много снимавшуюся на телевидении, включая и другие фильмы режиссёра Мокси.

С профессиональной точки зрения драма-катастрофа постановщика превосходна. Остросюжетные элементы помогают раскрыть дополнительные грани в характерах героев, а также убедить зрителя в том, что жизнь непредсказуема и человек ни от чего не застрахован. В любой момент жизнь может прерваться, либо по вине малолетних преступников, либо из-за аварии на дороге, а потому так важно ценить время, которое нам отпущено быть на этой земле. На дороге жизни, как и на федеральной трассе, временами происходят аварии, которые меняют вектор движения, иногда кардинально. Но всякая авария также повод задуматься о превратностях судьбы и действии рока в наших жизнях.

Авария трактуется режиссёром не как всеобщая трагедия, а как чуть ли не заурядное событие. Такие ситуации не во власти людей, оттого незачем о них особенно беспокоиться. Главное, делать своё дело, как сержант Сэм Маркум, который, едва не погибнув сам, сразу же принялся помогать другим, ведь это его работа. Так и Эрика осознала, чуть не потеряв своего возлюбленного, что напрасно бояться своих чувств и навязанных обществом представлений о браке. Реальная жизнь всё время вносит коррективы, оттого глупо бояться того, что может быть в будущем. Ничего предугадать нельзя, а человек ни за что не отвечает в мироздании, кроме собственной души.

Так и сам автор Джон Ллевеллин Мокси благополучно окончил службу в 53 дивизии разведывательного корпуса в период Второй Мировой войны, не погибнув там, где пали другие. Судьбе было угодно, чтобы офицер вооружённых сил, повесил в шкаф свою форму и стал режиссёром, который снял для нас огромное количество качественных фильмов и сериалов и покинул эту землю уже глубоким стариком, немного не дожив до своего юбилея.

Критиканство
Хронология: 1970-е | | География: США
Автор: |2020-07-01T11:12:21+03:002 Июль, 2020, 11:57|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok