Операция «Лавина» (Operation Avalanche), 2016, Мэтт Джонсон
Эрик Шургот в своей авторской рубрике рассказывает о фильмах, которые вы еще не видели. Второй выпуск посвящен “Операции “Лавина”” Мэтта Джонсона
Вера в “лунный заговор” давно и прочно вошла в ту же когорту мифов, что и приписывание виршей о плечистых онанистах перу Маяковского или боязнь бесплодия в третьем поколении из-за употребления ГМО. Достойные люди – космонавты, конструкторы и физики (в том числе отечественные) – неоднократно приводили факты, доказывающие, что имитацию путешествия на луну с трансляцией переговоров и павильонной съемкой провести едва ли не сложнее, чем осуществить сам полет. Но иные журналисты, околонаучные деятели и прочие “знатоки всего и вся”, не желающие вникать в суть вопроса иначе как по верхам, все никак не оставят в покое спекуляционную и с годами сильно пожелтевшую тему. Миф пустил корни, опутавшие доверчивую и технически неподкованную публику. Неудивительно, что в пространстве этой легенды взял и зародился малобюджетный проект, высмеивающий сторонников “лунного заговора”, используя их же шаблоны и домыслы по полной программе.
“Операция «Лавина»”, рецензия
Сам себе режиссер Мэтт Джонсон в жанре мокьюментари отнюдь не дебютант. Его премьерная работа “Гадёныши” тоже была чем-то вроде игры в документалистику. В центре сюжета парочка незадачливых агентов ЦРУ, выяснивших, что “лунная гонка” с СССР безнадежно проиграна и взявшихся за самодеятельность, а точнее – съемку полета на луну в условиях засекреченного ангара. Хорошо знакомый с теорией “лунного заговора” человек наверняка оценит множество пасхалок и упоминаний, разбросанных по сюжету авторами “Лавины”. От намеков на “физические нестыковки” до прямого упоминания Стэнли Кубрика, у которого, якобы, были подсмотрены многие приемы киносъемки. И, хотя подготовка к будущей “афере века” занимает большую часть экранного времени, не обходится дело без сюжетных линий самих героев, ввиду излишней осведомленности попавших на мушку своих же коллег. Непосредственно закос под документалку тут весьма условный. Цветовая гамма выполнена с наложением сепии, что намекает на возраст пленки, но авторов то и дело выдают технические ляпы вроде эпизода, когда агенты шепчутся за ширмой метрах в семи от оператора, но зритель отчетливо слышит каждое слово. Впрочем, это не очень-то и важно, поскольку совершенно ясно, что “Операция Лавина” снималась гиками для гиков. И, если честно, наблюдать за процессом создания “полета на Луну” и последующим бегством главных героев от спецслужб довольно забавно, хотя фильм и не обогащает изрядно поистрепавшийся жанр свежими приемами. Это типичное современное мокьюментари, к счастью, не имеющее отношения к жанру хоррора, зато достаточно тонко высмеивающее любителей порассуждать о подлоге с полетом «Аполлона».