В начале был «Кризис»
Кризис (Kris), 1946, Ингмар Бергман
Андрей Волков – о раннем фильме Ингмара Бергмана
В своих мемуарах “Картины” знаменитый шведский мастер Ингмар Бергман очень невысоко оценивает свой дебют. Бергман вообще не страдал высоким мнением о себе и едва ли хоть один фильм, им снятый, он действительно считал удачным во всём. Это неудивительно – будучи автором, скандинавский гений сравнивал получившийся результат со своим первоначальным замыслом.
“Кризис” не был самым первым режиссёрским опытом Ингмара Бергмана в кино. Ещё двумя годами раньше молодой сценарист студии “Свенск” поставил одну сцену в “Травле” Альфа Шёберга. К тому же Бергман уже имел немалый опыт театральной режиссуры. Он вообще считал театр своим главным домом и признавался, что снимает фильмы только тогда, когда не имеет возможности реализовать свою идею на сцене.
Как известно, Швеция не принимала никакого участия во Второй Мировой войне, поэтому пусть вас не обманывает год создания и название – ничего общего с работами неореалистов “Кризис” не имеет. Ранний Бергман испытал влияние фюртиотализма, направления в послевоенном кино Швеции, где экзистенциализм соединялся с социальным реализмом. “Кризис” как раз и находится в этом русле. По жанру это социальная мелодрама. Ну, как мелодрама – Бергман ничего не имеет общего с голливудской традицией мелодрам. Применительно к “Кризису” это значит, что мастер лишь чуть более сентиментален, избирая сюжетом историю о том, как однажды главная героиня узнала, что её мать вовсе не мать, а родила её та, которую она считала тётей.
Кадр из фильма «Кризис»
Такие сюжеты мы много раз видим в ток-шоу, но напрасно думать, что при просмотре вы хоть раз вспомните “Пусть говорят”. У Бергмана гораздо больше реализма, как в обрисовке социальной среды, в которой находятся герои, так и их взаимоотношений друг с другом. Он с ранних пор сделал человека центром своего интереса, пусть первые фильмы ещё лишены постановки метафизических проблем.
Так называемая «новая шведская волна» (например, такие режиссёры, как Рой Андерссон) критиковала Бергмана в 1960-е гг. за отсутствие интереса к реальной жизни. Однако они просто были не знакомы с его ранним периодом, который продлился примерно до начала 1950-х гг. Бергман эволюционировал, восходил от прозы реализма к метафизике жизни и смерти. А вот поклонникам режиссёра как раз будет любопытно проследить эту эволюцию.
Когда говорят о Бергмане, восхищаются его поздними фильмами, а вот раннее творчество редко вспоминают. В тоже время такие фильмы как «Кризис» могут служить замечательным примером того, как даже работая в популярном жанре мелодрамы можно делать работы с хорошей драматургией, которые вполне интересно смотреть. Может, в умении сочетать занимательность с серьёзностью и кроется секрет настоящей режиссуры?
«Кризис» был снят по пьесе Лека Фишера (1904 – 1956) «Мать-животное», весьма известного драматурга в Швеции, но за пределами скандинавских стран не слишком популярного. Он часто обращался к семейным хроникам, сочетая бытописательство с постановкой социально-этических проблем. Героиня Инге Ландгре однажды узнаёт, что она приёмный ребёнок. Ей приходится заново выстраивать свои отношения как с приёмной матерью, так и с настоящей, которая была прежде лишь богатой тётей. Сам режиссёр не был приёмным ребёнком, однако сложности внутрисемейных отношений были ему знакомы – он чувствовал себя нежеланным сыном и не знал любви ни от матери, ни тем более от отца. Бергману понадобились долгие годы, чтобы примириться с родителями.
Стиль будущего гения режиссуры чувствуется и здесь, а трагические перипетии сюжета всё равно окрашены в светлые тона. Бергман всегда оставляет надежду
Обе матери персонажа Ландгре из разных социальных слоёв. Она могла бы вырасти в достатке и роскоши, но судьба распорядилась иначе. Может, и к лучшему. У богатых свои причуды, которые нам, бедным, не понять. Тяжёлая болезнь приёмной матери вносит дополнительную линию в её взаимоотношения с «дочерью». Настоящая же мать делает всё возможное, чтобы Нелли (Инге Ландгре) перебралась к ней жить, пытается соблазнить деньгами и хорошими перспективами в жизни. Однако, несмотря на богатство, она несчастный человек, которому не приносит радости даже молодой любовник. Желание исправить ошибку молодости спустя столько лет выглядит запоздалым – взрослый ребёнок уже не может принять её, да и не хочет. Ведь жизнь, как учили экзистенциалисты, это череда ситуаций, в которых надо сделать правильный выбор.
Ответственность не только за себя, но и за детей – это то, что стремился отразить Бергман при помощи Лека Фишера в своей первой картине. Разрушить отношения очень легко, а вот восстанавливать гораздо сложнее. И запоздалое раскаяние уже может ничего не изменить.
«Кризис», безусловно, не принадлежит к числу лучших фильмов Бергмана раннего периода, но также и не так плох, как писал о нём сам мастер в дальнейшем. Стиль будущего гения режиссуры чувствуется и здесь, а трагические перипетии сюжета всё равно окрашены в светлые тона. Бергман всегда оставляет надежду. Он верил, даже в самый мрачный период своего творчества (1960-е гг.), что люди способны преодолеть проблемы, которые часто сами создали. И эта любовь к человеку вопреки всему всегда выгодно выделяла Бергмана на фоне многих других скандинавских режиссёров-мизантропов.