Слон или шляпа?
Маленький принц (The Little Prince), 2015, Марк Осборн
Дмитрий Котов рецензирует новую версию “Маленького принца”.
Подробно разбирать в рамках кинорецензии смыслы, заложенные в одно из самых знаковых, глубоких, многопластовых и мистических произведений мировой литературы – дело неблагодарное. «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери ждал своей полноценной полнометражной мультипликационной экранизации более 60 лет. А посему речь далее пойдет исключительно о том, как создателям мультфильма удалось, не умаляя значения классики, связать повесть, опубликованную в 1943 году, с современностью, а потрясающие авторские рисунки – с компьютерной 3D-анимацией. И не растерять по дороге волшебство, живущее и переливающееся всеми цветами радуги на страницах книги, что была переведена на 180 языков.
Новое прочтение известной истории сделало «Маленького принца» сказкой внутри сказки. Главной героиней в мультфильме 2015 года стала Маленькая девочка, которая, как и Маленький принц, по сути, на протяжении повествования остается безымянной. Современный мир совсем не похож на ту фантастическую реальность, о которой писал гениальный французский летчик. В нем царит повсеместная стандартизация. Угрюмые люди, лишенные воображения, передвигаются по квадратно-гнездовому городу в однообразных угловатых машинах и живут в похожих друг на друга как капли воды домах-параллелепипедах. Лишь один особняк – старый, ветхий и увитый плющом – выделяется на фоне серых коробок. Престарелый обладатель именно этого небезопасного, но притягательного жилья, становится соседом Маленькой девочки, чья бизнес-мама одержима идеей запихнуть чадо в лучшую академию города. Хитроумный структурированный план – доска с клеточками и магнитиками – регламентирует каждую минуту жизни юного бойца, ведь на каникулах нет и не может быть других занятий, кроме методичной подготовки к вступительным экзаменам. И если четко следовать намеченному алгоритму, возможно, в следующем году появится окошко для дружеского общения. Например, в четверг, с 13:00 до 13:30.
“Маленький принц”, рецензия
Локальный экстерминатус, вызванный пробившим стену соседским пропеллером, вносит изменения в схему покорения карьерных вершин, наводит беспорядок не только в строгих интерьерах стиля хай-тек, но и в сознании замученного формулами и учебниками ребенка. Причудливый старик-авиатор, безуспешно пытающийся завести гниющий во дворе самолет, поднимает соседскую девчонку вверх буквально и метафорически. Посиделки на крыше с телескопом позволяют маменькиной дочке устремить свой ясный взор поверх плоских серых крыш, открыть новые невиданные горизонты и впервые в жизни присмотреться к звездному небу, где живут самые удивительные фантазии и… Маленький принц. Конечно, прототипом героя, в англоязычной версии мультфильма озвученного Джеффом Бриджесом, стал сам Экзюпери. Загадка, поблескивающая в этих хитрых старческих глазках, как и его философские размышления о сущности и пути человеческой души, навевают мысли о судьбе писателя, ведь гибель Экзюпери в годы Второй Мировой долгие годы была окутана ореолом тайны. Персонаж этот забавен, но непрост. Интеллигентный, изобретательный человек, о каких принято говорить «не от мира сего». Чудак и наивный мечтатель, открывающий своей юной подруге вселенную Маленького принца и вместе с тем помогающий понять, что самое главное – то, что не увидишь глазами, ведь зорко лишь сердце. Как и сказка Экзюпери, мультфильм Марка Осборна воспринимается ребенком и взрослым совершенно по-разному. В большей степени это захватывающее приключение ориентировано не столько на детей, сколь на бестолковых родителей, пытающихся исправить свои отроческие комплексы и неудачи ценой счастья и эмоционального благополучия родных отпрысков.
Несмотря на создание новой сюжетной линии, Осборн показал максимально бережное отношение к первоисточнику, и в создании столь аккуратной адаптации ему, несомненно, помогла виртуозно воплощенная техника оживших рисунков. Не секрет, что иллюстрации, нарисованные Экзюпери, к которым то и дело апеллируют герои повести, являются неотъемлемой ее частью. Отказ от них означал бы потерю как минимум половины всего очарования и тонкой магической ауры «Маленького принца». Используя аппликации из бумаги и картона, художники-мультипликаторы разбавляют очень качественное, но уже приевшееся современному зрителю 3D оригинальными «карандашными» вставками. Получившие импульс движения знаменитые рисунки полны театральности, в которой присутствует эстетически безупречная кулисность, плановость и теплая камерная кукольность, делающая двухмерное изображение объемным и динамичным.
Являя собой нечто совершенно новое, оригинальное и разностороннее, «Маленький принц» Марка Осборна, в котором Лис превратился в симпатичную мягкую игрушку, остался все тем же источающим светлую грусть иносказательным напоминанием человечеству о том, что преданная дружба сильнее расстояний, а истинная любовь сильнее смерти.
Интересно, что Марк Осборн осмелился не только экранизировать вечное произведение о любви, дружбе и детстве, но и дополнить его логическим продолжением. Можно по-разному относиться к идее конкретизировать судьбу Маленького принца и других героев Экзюпери, однако, не выходя из русла авторской философии, режиссер проявил и свою яркую индивидуальность, местами насыщая повествование о повзрослевшем «мистере Принце» недетскими и в чем-то даже страшными экзистенциальными подтекстами. И это не случайность, ведь Осборн, известный любителям анимации в основном работой над плюшевым и смешным «Кунг-фу Пандой», в 1998 году снял одну из самых пронзительных и мощных короткометражек в истории кино – картонно-пластилиновую трагедию Изобретателя под заглавием «Еще», невероятным образом перекликающуюся с нынешней экранизацией бессмертной сказки. Тема ностальгии о потерянном детстве, черствости и бездушии безликого агрессивно-кубического мира взрослых, замаскировавшись, заретушировавшись и смягчившись, перекочевала в на первый взгляд совсем не похожий полнометражный мультфильм, вовсе не испортив его, а наоборот, армировав прочной сталью правдивой общечеловеческой морали о добре и зле. Как и в тот раз, добиться наивысшего драматического эффекта помогло блестящее музыкальное оформление: в то время как события «Еще» развиваются на фоне надрывно-экстатической композиции «Elegia» группы «New Order», автором саундтрека к «Маленькому принцу» стал Ханс Циммер, чье «оскароносное» имя говорит само за себя.
Являя собой нечто совершенно новое, оригинальное и разностороннее, «Маленький принц» Марка Осборна, в котором Лис превратился в симпатичную мягкую игрушку, остался все тем же источающим светлую грусть иносказательным напоминанием человечеству о том, что преданная дружба сильнее расстояний, а истинная любовь сильнее смерти. О том, что без памяти о прошлом не может быть счастливого будущего. О том, что каждый из нас, прислушиваясь к зову сердца, по-прежнему в ответе за тех, кого приручил.