Маленькие секреты большой компании (Nous finirons ensemble), 2019, Гийом Кане
Сергей Феофанов – о сиквеле французского драмеди с Котийяр, Клюзе и Леллушем
Сиквел второго полнометражного фильма Гийома Кане. Первые «Маленькие секреты» были в целом хорошо встречены публикой (сборы – почти 50 миллионов, рейтинг IMDB – 7.1) и даже критикой (у картины были номинации на «Сезар» и премию Европейской киноакадемии), так что продолжение выглядело делом совершенно естественным (хотя и рискованным – проекты в духе «N лет спустя» зачастую здорово не дотягивают до оригиналов). До второго фильма Кане добрался через девять лет – получилось на удивление живо и симпатично.
После смерти Людо (Жан Дюжарден) компания друзей пришла в состояние полураспада – с отельером Максом (Франсуа Клюзе) они практически не общаются, друг с другом тоже видятся редко. Сам Макс остался все тем же невротиком, только теперь у него новая жена, а вместо куниц ему докучает финансовый кризис – разорение близко, поместье близ Бордо готовится к продаже. Этот невеселый статус-кво нарушает неожиданный визит всей честной компании. Мари (Марион Котийяр) ругается как пьяный матрос, Венсан (Бенуа Мажимель) окончательно принял свои ЛГБТ-наклонности и завел пожилого бойфренда, Эрик (Жиль Лелуш) добился успеха на актерском поприще, и только Антуан (Лоран Лафитт) остался все тем же неудачником.
Кадр из фильма “Маленькие секреты большой компании”
Концепция новых «Маленьких секретов» повторяет первый фильм во всем – действие фильма состоит преимущественно из застольных бесед, в ходе которых герои начинают иначе смотреть на жизнь. На своем месте даже Дюжарден – его персонаж умер десять лет назад, но в нужные моменты актер появляется на экраны заправским Deus ex machina. Драматический триггер тоже есть – только теперь эту функцию выполняет не смерть близкого друга, а опасность, угрожающая детям. Есть, конечно, и различия – первая часть рассказывала о людях среднего возраста, отчаянно не желающих взрослеть. Десять лет спустя многие уже повзрослели (а те, кто этого еще не сделали, повзрослеют в финале фильма). Название сиквела неслучайно отсылает к драме Мориса Пиала «Мы не состаримся вместе» (в оригинале новая работа Кане называется «Nous finirons ensemble» – «Мы закончим вместе») – в первой части персонажи преимущественно разбрасывали камни. Теперь пришло время их собирать.
Концепция новых «Маленьких секретов» повторяет первый фильм во всем – действие фильма состоит преимущественно из застольных бесед, в ходе которых герои начинают иначе смотреть на жизнь. На своем месте даже Дюжарден – его персонаж умер десять лет назад, но в нужные моменты актер появляется на экраны заправским Deus ex machina
О драмеди Кане, конечно, не напишут в учебниках – это довольно милая, местами смешная, но проходная картина, выезжающая главным образом на ностальгии и харизме хороших французских артистов. Вместе с тем, есть в «Маленьких секретах большой компании» удивительная автобиографичность. После «Не говори никому» в Гийоне Кане (до этого известном только в качестве актера) увидели потенциального большого режиссера, а первые «Секреты» только укрепили зрителей в этом мнении. Увы, десятые стали для автора не самым удачным периодом: два следующих его фильма («Кровные узы» и «Вечно молодой») были приняты прохладно. Новый фильм режиссера будто бы подводит черту под этим периодом, сообщая городу и миру простую истину – не всегда все идет как нужно, но даже в такие моменты жизнь остается слишком прекрасной, чтобы всерьез обращать на это внимание.
Здравая и какая-то очень французская мысль.