////Old fashioned: “Коломбо: Предписание – убийство” Ричарда Ирвинга

Old fashioned: “Коломбо: Предписание – убийство” Ричарда Ирвинга

Начало франшизы

Коломбо: Предписание — убийство (Prescription: Murder), 1968, Ричард Ирвинг

Андрей Волков – о первом «Коломбо»

У каждой истории есть исток, вот и телесериал «Коломбо» не исключение. Он начался с эпизода «Предписание – убийство», снятом в далёком 1968 году. Это не вполне ещё тот Коломбо, к которому привыкли зрители последующих серий, поэтому любопытно подробнее остановиться на нём.

Режиссёром выступил опытный телережиссёр Ричард Ирвинг, и он же снял 3 года спустя вторую серию. Его с полным правом можно именовать третьим отцом сериала, наряду с бессменными сценаристами Ричардом Левинсоном и Уильямом Линком.

Коломбо 1960-х гг. ещё тесно связан с образами детективов эпохи нуар, пусть персонажи тех картин работали сами на себя, а лейтенант состоит на государственной службе. Коломбо довольно напорист, временами не очень любезен и часто ведёт себя с позиции силы, напоминая о том, что он лейтенант полиции, рассчитывая, что жертва испугается и расколется. Но психолог в убедительном исполнении Джина Бэрри вовсе не из числа слабаков. У него обширные связи, он умеет красиво говорить и способен запутать, кажется, любого, но только не Коломбо, который обращает внимание на каждую мелочь.

Кадр из фильма “Коломбо: Предписание — убийство”

В этой серии впервые проявилась склонность лейтенанта разыгрывать спектакли перед преступником, с целью спровоцировать его на саморазоблачение. Разница лишь в том, что образ Коломбо в дальнейшем был очищен от неоднозначных поступков. Ведь в фильмах нуар, которые безраздельно царствовали в американском кино вплоть до середины 1950-х гг., сыщики часто были столь же жестоки, как и преступники. Вот и Коломбо применяет психологическое давление на любовницу доктора, добиваясь, чтобы она призналась в соучастии в преступлении. Он также устанавливает за ней слежку и доводит девушку до нервного срыва. И всё ради того, чтобы изобличить доктора, убившего свою жену.

Внешний вид Коломбо также ещё не сложился. Детективы «чёрных» фильмов много времени проводили в барах, где дымили сигаретами и пили алкоголь. Коломбо делает примерно тоже, только в более приличных местах, где он с удовольствием пьёт, хотя вроде как на службе. Сигара же его неизменный спутник на протяжении всех эпизодов.

Коломбо словно франт – одет с иголочки, гладко причёсан и ничем не напоминает будущего неряшливо одетого персонажа. О жене он тоже говорит немного, а больше о деле. Возможно, перерыв в производстве сериала и понадобился для того, чтобы подредактировать образ Коломбо, сделав его человеком из толпы, простачком, который при этом довольно хитёр и всегда добивается желаемого. Уже во втором эпизоде появляется тот самый Коломбо, к которому привыкли поклонники во всём мире.

Коломбо 1960-х гг. ещё тесно связан с образами детективов эпохи нуар, пусть персонажи тех картин работали сами на себя, а лейтенант состоит на государственной службе. Коломбо довольно напорист, временами не очень любезен и часто ведёт себя с позиции силы

Первый блин не вышел комом – пилотный выпуск заключает в себе все особенности сериала, но ещё в не до конца проработанном виде. Уже здесь виден разрыв с традицией детектива – сыщик не похож ни на Пуаро, ни на Перри Мейсона, а убийца известен с самого начала. То есть традиционной загадки «кто убил» нет. Но сериал про Коломбо всё равно является детективом, несмотря на то, что с самого начала известен преступник и его мотивы. Ракурс смещается на полицейское расследование, своеобразную дуэль, как в вестернах, между преступником и лейтенантом. Только это интеллектуальная дуэль, где оружием выступает ум, а вовсе не пистолеты.

В 1960-е гг. как раз завершился успешный «Перри Мейсон» (1957 – 1966), где главным героем выступал адвокат по уголовным делам. Он самостоятельно проводил расследования, не желая, чтобы его клиенты, невиновные люди, отправились в тюрьму. Сериал, поставленный по произведениям классика детектива Эрла Стенли Гарднера, много лет проработавшего адвокатом, как бы внушал недоверие к полиции, выставляя её представителей ленивыми и некомпетентными людьми, готовыми повесить обвинение практически на случайного человека. А франшиза про Коломбо показывала, что и в полиции есть профессионалы, готовые скрупулёзно собирать улики и анализировать их. Возможно, успех сериала поспособствовал появлению большого количества полицейских франшиз, от «Грязного Гарри» (1971 – 1988) до «Смертельного оружия» (1987 – 1998), где полиция изображена защитником человека, как оно и должно быть в идеале.

Увы, в жизни, особенно у нас, это часто не так, но почему бы хотя бы на экране не посмотреть на несколько идеализированный образ лейтенанта Коломбо – честного полицейского, который, невзирая на статус подозреваемых, не изменяет истине, даже подвергаясь прессингу со стороны вышестоящих чинов.

Критиканство
Хронология: 1960-е | | География: США
Автор: |2021-05-24T18:40:44+03:0025 Май, 2021, 11:29|Рубрики: Old Fashioned, Классика, Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok