Жорж Мельес и его «Путешествие на Луну»
Путешествие на Луну (Le Voyage dans la lune), 1902, Жорж Мельес
Андрей Волков – о классической ленте Жоржа Мельеса
Этот фильм из эпохи кинопримитивов хорошо знаком не только специалистам, но и современным зрителям. Хотя называть этот 14-минутный фильм, что было необычно для тех времён, когда снимали вдвое короче, примитивом явно незаслуженно. Его автор Жорж Мельес (1861 – 1938) – новатор раннего немого кино. Если почти все прочие фильмы второй половины 1890-х – первой половины 1900-х гг. представляли собой незатейливые зарисовки с натуры или же простенькие постановочные сценки, как например фильм Альфреда Кларка «Казнь Марии Шотландской» (1895), то Мельес создавал сложные постановочные полотна с обилием кинематографических трюков, прообразов будущих спецэффектов. Также он считается пионером некоторых технических новаций искусства кино, например, межкадрового монтажа и раскадровок.
Жорж Мельес, о жизни которого его большой почитатель Мартин Скорсезе снимет в XXI веке фэнтезийный фильм «Хранитель времени» (2011), был волшебником. Конечно, не в сказочном смысле, а скорее по отношению к делу, которым он занимался. Он родился в богатой семье промышленника Жан-Луи Мельеса (1815 – 1898), владельца обувной фабрики «Мельес», учился в Лондоне, получил инженерное образование и вначале работал на фабрике отца. Но он, на беду своим родителям и нам на радость, заинтересовался театром, которым и занимался до того, как увидел изобретение братьев Люмьер 28 декабря 1895 года, то есть в тот день, с которого кино и ведёт свой отчёт.
Жорж Мельес начал с подражаний документальным зарисовкам братьев Люмьер, благо большое состояние, оставленное отцом, позволяло ему творить невзирая на коммерческую выгоду. Таких подражательных фильмов он наснимал достаточно в 1896 году. Но позже Мельес догадался перенести в кино свои театральные эксперименты, ведь новое искусство многое позволяло.
Жорж стал снимать повествовательные фильмы, часто с фантастическими сюжетами, где использовал новаторские для того времени эффекты. В «Путешествии на Луну» их огромное количество, начиная от стоп-кадров, которые помогают создать превращения жителей Луны в разноцветную пыль, до перенятых из фотографии двойных экспозиций – совмещение в одном кадре разных кадров.
Обладая большим воображением, Мельес не боялся фантазировать по поводу полётов на Луну, которые тогда казались настоящей фантастикой. Одна из самых знаменитых сцен фильма – когда космический аппарат попадает прямо в глаз Луне (!)
Кадр из фильма “Путешествие на Луну”
Представления о космических телах как о живых существах уходят корнями в дохристианскую эру, а в XIX веке были частично воскрешены теософами, стремившимися соединить все верования в единое целое. Мельес, конечно, не был теософом, но он жил в период декаданса, когда теософия была особенно популярной. Поэтому он для того чтобы произвести впечатление на зрителя наделял человеческими чертами звёзды и планеты, словно они есть отражения древних богов.
По жанру «Путешествие на Луну» не столько научная фантастика, сколько фантастическая комедия. Режиссёр сделал своеобразную пародию на популярные фантастические романы своего времени – «Из пушки на луну» Жюля Верна (1865) и «Первые люди на луне» Герберта Уэллса (1901). Учёные Мельеса выведены в сатирическом ключе – мало того, что они своими мантиями напоминают средневековых алхимиков и астрологов, так и морально недалеко ушли от нравов Средневековья – кричат друг на друга, дерутся, на них работает целый штат сотрудников, который претворяет в жизнь их мечтания. Полёт на Луну был вызван исключительно любопытством и не имел практических целей.
Намного опережая своё время, постановщик сконцентрировался не на пассивном наблюдении за окружающей действительностью, а создал образ реальности, словно пришедшей из снов ребёнка. Сюжет чрезвычайно динамичен, и его остов используется до сих пор в тех фантастических фильмах, где повествуется о прибытии людей в ранее неизведанные области. Поведение героев основано на гэгах, внешнем комиковании, а смешные сцены сняты в замедленной съёмке, которая при стандартной частоте кадров даёт ускоренное изображение. В «немой комической» подобное применялось сплошь и рядом, но не в 1902 году, когда повествовательного кино практически не было.
Первые энтузиасты кино в основном были изобретателями, которые знать не знали, как строить сюжет, а вот месье Жорж с его большим опытом работы в театре одним из первых стал создавать сценарии и тщательно продумывать то, что он хочет снять. Поэтому «Путешествие на Луну» ни секунды не кажется скучным – это высокохудожественный фильм, один из лучших среди работ энтузиастов той поры.
В фильме Мельеса можно обнаружить отдельные элементы будущего сюрреализма – сны героев, совмещение реальности и фантазии в одной сцене, причудливые декорации, которые также напоминают экспрессионизм.
В фильме Мельеса можно обнаружить отдельные элементы будущего сюрреализма – сны героев, совмещение реальности и фантазии в одной сцене, причудливые декорации, которые также напоминают экспрессионизм. А идеи режиссёра о том, что люди, по праву сильного, стремятся поработить все непросвещённые цивилизации, пришлись бы кстати после Первой Мировой войны, показавшей важность идей пацифизма и мирного сосуществования разных культур, да Мельес в то время уже отошёл от дел – в эпоху появления во Франции авангарда, задумавшегося о собственном языке кино, фильмы Мельеса казались устаревшим театром.
В 1909 году Жорж Мельес стал работать на студию «Пате», которая и поныне одна из ведущих во Франции, но вскоре отошёл от кинематографа вследствие падения интереса публики к собственному творчеству. Он просто не знал, что его новаторские фильмы окажутся очень востребованными в эпоху так называемого жанрового кино. По всему миру появилось множество поклонников его короткометражек, а придуманные им образы и мотивы вошли в концепции блокбастеров. Даже «Аватар» (2009) явно что-то заимствовал у Жоржа Мельеса, хотя бы обличение жестокости завоевателей, которые вздумали извести всех лунных жителей, а единственного захваченного стали использовать как обезьянку на ярмарке.
Жорж Мельес лишь много позже, на склоне лет, удостоился подлинного признания. В 1929 году впервые организовали ретроспективу его работ, которая пользовалась успехом у искушенной публики. В то время он вместе с женой, актрисой его фильмов Жанной Д`Альси, содержал магазин для детей на вокзале Монпарнас и не вспоминал о кино.
Жорж Мельес, один из лучших режиссёров 1890-1900-х гг., умер в Париже, в пансионе для престарелых актёров, где жил вместе с женой с 1932 года. Жанна пережила своего мужа на 18 лет и успела принять участие в фильме известного документалиста и историка кино Жоржа Франжю «Великий Мельес» (1952). Франжю также стал одним из основателей Французской синематеки, где ныне хранятся многие ленты первого сказочника в истории кино.