//Песнь моря

Песнь моря

Spirited O’way

Песнь моря (Song of the Sea), Томм Мур, 2014

Глеб Тимофеев не поддается очарованию ирландского мультипликатора

Народ, или когда мы были тюленями

Счастливая семья живет на маяке и ожидает прибавления: мальчишка грезит о статусе старшего брата, мама рассказывает фольклорные сказки и поет фольклорные песни, добродушный гигант-папа любит всех своим огромным сердцем, лохматый щенок радостно скачет по жилплощади. Однако в ключевой момент будущая родительница по мистическим, до поры до времени, причинам исчезает в морских пучинах, оставив родным премилую девочку, разбитые сердца и сомнительное наследство в виде раковины – если как следует прислушаться, в ней можно услышать песню моря. Шесть лет спустя отец все так же бьется головой о воображаемую стену, старший брат Бен свинячит и ревнует к малышке, а сама крошка Сирша пока не разговаривает, но любит бродить по ночам и откликаться сердцем на любой намек окружающего мира на волшебство.

Песнь моря, рецензия (2)

“Песнь моря”, рецензия

Обмануться очарованием Song of the Sea – элементарно. Популярная и обласканная критиками манера рисовки – «душевный примитивизм», без дураков крутая музыка, ощущение сказки и приобщения к чужой культуре, претензия на обилие смыслов. Полно прекрасных визуальных решений: медитативные овцы, меланхоличная корова, совершенно бомбические тюлени, залихватские этнические закорючки, портретик Иисуса у бабушки – всего и не упомнить, и даже заметить не получится. Совы – как обычно, не то, чем кажутся, а мистические события синхронизированы с событиями реального мира – достаточно тонко, чтобы зрители почувствовали себя умнее, чем всегда, но недостаточно, чтобы заскучали и почувствовали себя идиотами. Милая, расчитанная скорее на детей схематичность обаятельна и точна в прямолинейности и точечности воздействия. Преемственность, семейные ценности, вера в волшебство, надежда, обновление и возрождение – симпатичная мешанина тем и смыслов, выливающаяся в единый примирительный экстаз, трогательное родственное единение. Но сказочный механизм оказывается весьма и весьма хрупким, как современная вера в чудо.

В оригинальных, штучных продуктах совершенно не нужна соплевыжимательная банальщина, и в этом основная беда Мура – нельзя на полную катушку использовать восточные схемы построения сюжета с традиционными западными выводами.

Выбранная в качестве центрального противника философия «Если у вас нету тети, то вам ее не потерять», которую исповедует инфернальная бабуля (она же – ведьма-сова, она же Юбаба, она же Валентина Понеяд), выглядит блекло и не получает должного раскрытия, Томм Мур ограничивается простым «так проще, но так жить не стоит». Целительный вывод а-ля «надо жить дальше» – хорош для духоподъемного кино про раковых больных, но недостаточно универсален и банально недостаточно интересен для амбициозной анимации. Если хочется эмоциональных перегибов, с Драматическими Встречами, детскими слезами и нелепыми второстепенными флаундерами и подсвечниками – для всего этого есть Дисней, и в этом они лучше. В оригинальных, штучных продуктах совершенно не нужна соплевыжимательная банальщина, и в этом основная беда Мура – нельзя на полную катушку использовать восточные схемы построения сюжета с традиционными западными выводами. Чертовски надоела культура воспитания через стыд и вину – Тихиро и ее соотечественницы, по крайней мере, обычно умнели через труд и самоотречение. Ожидаемый, интересный фольклор почти целиком остается за кадром, в рюшечках и антураже, в именах и декорациях, все остальное – гугл-перевод Миядзаки и Disney в методах. Питерпэнские мотивы, намеки на Пулмановскую прозу, местные легенды – все это лишь обозначено, а не развито, сваливается в кучу и в итоге получается просто пособие для детей по символизму. «Песнь Моря» – мультфильм из разряда «Маршак переводит Стивенсона», только в отношении вышеупомянутого Хаяо. Мультипликация не требует перевода, основная прелесть и магия таких проектов – в их экзотичности, и хитрый японец всегда это прекрасно понимал, в отличие от простодушного ирландца. А вот стричь купоны чужим творческим методом – уже нехорошо. Два туза сыграны в пустоту, все спасовали пре-флоп.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2015 | |
Автор: |2019-01-05T20:47:15+03:0028 Август, 2015, 17:51|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Глеб Тимофеев
Коренной москвич, с киноманской точки зрения ― Майкл Бэй, помноженный на Ларса фон Триера. В общем, развлекающийся провокатор или провокационный развлекатель. Подсаживает всех вокруг на карточные игры, чем обеспечивает себе определенные дивиденды.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok