Пиковая дама: Черный обряд, 2015, Святослав Подгаевский
Эрик Шургот находит Пиковую даму стильной, но невероятно вторичной.
Отчаянные попытки найти хоть что-то, за что «Пиковой даме» можно простить всю её неслаженность и шаблонность, первым делом упираются в неоспоримый факт – жанр отечественных ужасов еще мирно посапывает в колыбельке. Однако пресловутая народная аксиома о первом блине вовсе не отметает того прискорбного факта, что второй по счету полнометражный хоррор Святослава Подгаевского есть жуткий суррогат, чудовище Франкенштейна, неаккуратно сшитое из всевозможных жанровых клише. Даже сюжетообразующая городская легенда есть ни что иное, как интерпретация популярной в штатах страшилки про Кровавую Мэри – сценарный ход, давно ставший моветоном даже на уровне мистических телесериалов. Прочее тут тоже в духе замшелых хорроров: мигают лампочки, скрипят дверные петли, ах, вот сейчас главный герой умоется, поднимет голову, а в зеркале отражается призрак! На худой конец сойдут и бородатые интернет-страшилки вроде «не ходи туда – это не я там в комнате». Местное зло косплеит «маму» из одноименного фильма ужасов, девочка-жертва косплеит Реган из фридкинской нетленки, шаблоны смешиваются в кучу, образуя нечто, похожее на сотни прочих жанровых поделок.
“Пиковая дама: Черный обряд”, рецензия
И ведь нельзя сказать, что люди совсем не старались. Временами даже обидно становится, что создатели «Пиковой дамы» не заморочились с поиском свежих сценарных идей. Когда речь идет о визуализации, Подгаевский неплохо улавливает жанровые тренды и придает им родной, русский колорит. Мрачный, укутанный в свинцовые зимние тучи город – холодные, вздымающиеся в серое ничто новостройки, непрекращающийся снег, безлюдные дворы. Неброско, но стильно, без лоска дорогих квартир и безразмерных амбиций, присущих отечественному кино последних лет. Заоконный мрак проникает в жилища, оседает на выцветших обоях и отражается в разбитых зеркалах под свист стального чайника – этакая постсоветская готика, в которую чуть ли не с усилием напихано до кучи заезженных западных приемов. Эти импортные фишки иной раз смотрятся совершенно чужеродно: например, обязательное наличие у больницы заброшенного крыла, с такими стенами в подтеках, тусклыми лампочками под потолком, операционным столом и почему-то исправно работающей техникой.
Мрачный, укутанный в свинцовые зимние тучи город – холодные, вздымающиеся в серое ничто новостройки, непрекращающийся снег, безлюдные дворы. Неброско, но стильно, без лоска дорогих квартир и безразмерных амбиций, присущих отечественному кино последних лет.
Сюжетные перипетии, скрывающиеся за довольно стильной картинкой, не блещут ни новизной, ни оригинальными ходами. В том месте, где пора ставить точку, создатели переворачивают фабулу с ног на голову, растягивая экранное время сугубо для видимости, хотя сказать им уже практически нечего. Отсюда же и совершенно нелогичное поведение призрака-демона, хотя такой болезнью уже заражены практически все современные фильмы ужасов – к черту логику, в астралах её нет, оттуда лезут сморщенные ведьмы, которые могут убить в одно мгновение, а могут беспомощно шевелить в воздухе изрезанным подолом платья и злобно кряхтеть. Кстати да, «Пиковая дама» – фильм хоть и мрачный, но вовсе не страшный. Еще один наглядный пример того, что при минимуме скриммеров старые приемы уже не работают. Приятно хоть то, что продираться через рояли в кустах и набившие оскомину трюки приходится вместе со вполне приличным актерским ансамблем. Ребята стараются, особенно это касается молодых актеров, что особенно радует. Приятно, бесспорно, наслаждаться томным голосом рыжеволосой красы Леры Дмитриевой, но все же мы ходим на фильмы ужасов ради совсем иных ощущений.