Тест Роршаха
Побудь в моей шкуре (Under the Skin), 2013, Джонатан Глейзер
Иоахим Штерн о фильме Джонатана Глейзера
Непостижимое существо родом из далекой-далекой галактики принимает обличье Скарлетт Йоханссон и телепортируется в Шотландию с целью охоты на сексуально озабоченных аборигенов. Увязшие в слепом ничто жертвы в виде консервов отправятся куда-то, откуда нет возврата, а существо продолжит рассекать ночные шоссе в поисках новых кавалеров, постепенно открывая в себе человечность.
“Побудь в моей шкуре”, рецензия
Спустя девять лет со своей последней работы автор «Рождения» и «Сексуальной твари» Джонатан Глейзер вернулся в большое кино с донельзя претенциозной, чертовски спорной, но бесспорно прекрасной работой. Невеселые северные виды, холодные тона, ночные шоссе и обреченный ребенок на пляже во время прилива — убежденный клипмейкер Глейзер в самом буквальном смысле залезает под кожу нашей планеты и видит там такое, что хоть святых выноси. Этот зловещий мессэдж соседствует здесь с довольно возмутительной манерой сторителлинга — герои выплевывают диалоги неразборчивой скороговоркой, богичная Скарлетт в идиотском полушубке из мексиканского тушкана колесит туда-сюда, а люди представляются стадом антилоп, вышедших на водопой. Кажется, еще немного — и заиграет «Гражданская оборона», но нет, режиссер обходится музыкой Мики Леви, вокалистки Micachu and the Shapes. Все это, конечно, только оттого, что Глейзер не знает о существовании «Гражданской обороны», так-то композиции Летова были бы очень кстати.
Невеселые северные виды, холодные тона, ночные шоссе и обреченный ребенок на пляже во время прилива — убежденный клипмейкер Глейзер в самом буквальном смысле залезает под кожу нашей планеты и видит там такое, что хоть святых выноси
Здесь есть только одна существенная проблема – чарующий авторский формализм делает из «Under the Skin» вещь в себе, восхитительный полуторачасовой видеоклип, идеальную черную дыру, затягивающую в себя все возможные трактовки. Женщина должна быть охотником, чтобы не стать жертвой? Гуманизм подобен опасной болезни, передающейся воздушно-капельным путем? Мы все обречены? Все это лишь отражения, смутные ассоциации, возникающие при виде чернильных клякс Германа Роршаха. Кино Глейзера – это сад камней, любое осмысление которого вполне бессмысленно, триумф эстетики, где форма становится содержанием, дисквалифицируя любые идеи.
Читайте также:
Рецензия Антона Фомочкина