Привет из прошлого
Подарок (The Gift), 2015, Джоэл Эдгертон
Анна Дедова рецензирует режиссерский дебют Джоэла Эдгертона.
Ох, сколько нам открытий чудных сулит переезд в другой город на новое место работы. Особенно, если ваша супруга только что слезла с таблеток, вы самодовольный карьерист, не имеющий представления о чести и совести, возвращаться вам приходится практически в родные места, а городок, где прошло детство, припас пару косточек в гардеробе, радостно греющих уши сплетников. Саймону, казалось бы, крупно повезло: огромный дом приютит после трудового дня с любезным боссом, готовым постоять за взлет многообещающего сотрудника, а супруга Робин в перерывах между попытками зачатия приготовит ужин на скорую руку начинающей домохозяйки. Но случайная встреча с бывшим одноклассником Гордо внесет коррективы в столь благочестивый распорядок дня. Теперь Саймону придется противостоять назойливому вниманию городского чудика, но в режиссерском дебюте Джоэла Эдгертона развести по однозначным углам добро и зло практически невозможно.
«Подарок», рецензия
Еще до выхода в прокат картины критики и особо интересующиеся всевозможными ревью зрители с нетерпением ждали релиза в надежде проверить на прочность новорожденный тезис об инди-статусе компании-производителя, раз в год выпускающей независимую драму в череде астральных синистеров. На смену отбарабанившему свое прошлогоднему лауреату Сандэнс пришло еще одно кино про Одержимость. Но на этот раз оно основывается не только на зацикленности на собственном успехе, но и неспособности оставить прошлое там, где ему и полагается быть – на задворках памяти у сегодняшнего «Я». Саспенс, заявленный жанром «триллер», так и остается в трейлере, в то время как пространство фильма заполнено исключительно драматическими коллизиями о загубленных подростковых годах, женской неустроенности и врожденном сволочизме. Нельзя сказать, что такой подход к построению остросюжетной фабулы столь уж нов. К слову, на поле личных и семейных проблем в основе рвущего душу и мозг психоза в прошлом году играл еще один успешный дебют «Бабадук». Но в отличие от своих независимых собратьев и коллег по жанру, которые тонко прочувствовали необходимость акцентированности интриги, «Подарок» не так сбалансирован. Начинающий режиссер перебарщивает с количеством сюжетных ответвлений от древа жизни магистральной идеи «и станет протагонист антагонистом». Кажется, что параллелей между школьными проделками Саймона и его рабочим коварством вполне достаточно для вынесения приговора о существовании высшей справедливости. Но Эдгертон зачем-то предпочитает закольцевать их до чудовищности нелогично в чрезмерном стремлении преподнести главному герою мораль, на сто процентов идентичную его собственным проступкам.
В итоге «Подарок» запутался в собственных неравномерных хитросплетениях, но ждать следующей попытки Эдгертона, думается, осталось недолго: слишком лаковый кинематографический кусочек – снимать кино об идиотах.
При этом, несмотря на дебют Джоэла собственно в режиссуре, впору говорить о формировании мотивов его сценарного творчества, встречающихся в фильмах за его авторством уже второй раз подряд. Так же, как и в рассказе, ставшем базой для недавнего «Ровера», в «Подарке» пару центральному персонажу составляет эдакий «городской сумасшедший», придурковатостью отпугивающий общество по графику 24/7, но неуклюже прячущий внутри себя надежду на обретение людской доброты. Правда, здесь Гордо-вирдо скрывает ее не так уж и тщательно, навязчивостью отталкивает окружающих все больше, чересчур натужно одаривая их знаками внимания. Однако и свою долю «понять и простить» он обретает, пусть и в опосредованной форме. Именно благодаря подозрениям, возникшим из тлеющего конфликта между Саймоном и Гордо, супруге первого наконец удалось набраться смелости для долгожданных самостоятельных решений. Однако выбранный Эдгертоном финал истории и в этом контексте вызывает сомнения: он и не перекроил ее так, чтобы главный герой в итоге стал героиней, смотрящей в лишенное домашнего тиранства завтра, и не оставил, как бы того хотелось, всех персонажей мучиться неизвестностью. В итоге «Подарок» запутался в собственных неравномерных хитросплетениях, но ждать следующей попытки Эдгертона, думается, осталось недолго: слишком лакомый кинематографический кусочек – снимать кино об идиотах.