Любовь по принуждению?
При чем тут любовь? (What’s Love Got to Do with It?), 2022, Шекхар Капур
Дмитрий Котов — о комедийной мелодраме с восточным колоритом Шекхара Капура
В ряде стран Востока до сих пор практикуется тот тип договорных браков, когда решение о свадьбе принимают родители жениха и невесты. Где-то нравы недалеко ушли от Средневековья, где-то традиции уже более адаптированные к реалиям современного мира. Но суть в одном — это браки не по любви, а по расчету. В своей новой картине «При чем тут любовь?» режиссер «Елизаветы» и «Золотого века» Шекхар Капур делает попытку осветить близкую и понятную ему в силу происхождения тему, причем в легкой и непринужденной манере, не сгущая краски и с юмором.
Британка Зои — документалист. С удивлением узнав, что друг ее детства Казим по выбору своих пакистанских родителей собирается жениться на незнакомке, бойкая и независимая девушка берет быка за рога и уговаривает жениха поневоле стать главным героем ее нового фильма. С камерой в руках она наблюдает за знакомством молодых, подготовкой к торжеству и трехдневным свадебным обрядом, все больше осознавая пропасть между разными культурами. Но так уж ли она велика на самом деле, и реально ли ее преодолеть?
Кадр из фильма “При чем тут любовь?”
Фильм Капура ни разу не похож на болливудский ромком с песнями и плясками. Вообще, пакистанский колорит показан здесь весьма деликатно и ненавязчиво, с чувством меры, без глубокого и тотального погружения, более того — почти с документальной отстраненностью. И это в данном случае совершенно правильное и уместное режиссерское решение. Содержание преобладает над формой, суть киновысказывания не теряется за яркими нарядами, цветами и блестящими украшениями. В то же время здесь есть, например, очаровательный пес Барни, поедающий разные несъедобные предметы, сцены с которым милы и забавны.
В укор стройности повествования можно поставить обращающий на себя внимание рваный монтаж отдельных эпизодов, особенно в самом начале, как и прямолинейность некоторых диалогов. И, несмотря на предсказуемость сюжета и развязки, серьезная тема архаичных на первый взгляд традиций и их диссонанса с реалиями сегодняшнего свободного мира раскрывается как надо. Сценарист фильма Джемайма Кхан родилась в Лондоне, но, выйдя замуж, уехала в Пакистан, где прожила 10 лет. Благодаря ее опыту, который лег в основу этой истории, зритель знакомится с менее однобоким взглядом на практику договорных браков, которые зачастую ошибочно путают с насильственными. Выбор между подобным консерватизмом и беспорядочными контактами через «Тиндер» не столь очевиден.
Проблематика картины, построенная на конфликте парадигм «мама уже все за меня решила» vs. «доверься приложению для знакомств» — лишь фон для чего-то более важного и глобального. В сухом остатке романтическая комедия Шекхара Капура — о непоколебимых семейных ценностях и вечном поиске любви.
Кино приятно смотреть. И благодаря привлекательности персонажей — как ни странно, всех, — и в силу удачного кастинга главных героев. Обворожительная мимика Лили Джеймс и обезоруживающая улыбка Шазада Латифа не могут не располагать к себе. А вот главная звезда ленты Эмма Томпсон, сыгравшая маму Зои, скорее разочаровала. Актриса, сознавая и позитивность своей героини, в интервью прямо называет ее «чудовищно невежественной». Возможно, это сочетание качеств и привело к тому, что местами Томпсон здесь — будто пародия на саму себя, карикатурная, неуместная, неестественная. Но это всё ложечки дегтя.
Проблематика картины, построенная на конфликте парадигм «мама уже все за меня решила» vs. «доверься приложению для знакомств» — лишь фон для чего-то более важного и глобального. В сухом остатке романтическая комедия Шекхара Капура — о непоколебимых семейных ценностях и вечном поиске любви, которая, без сомнений, остается величайшей загадкой человечества. Как и сама жизнь.