//Канны-2018. “Прости, ангел” Кристофа Оноре

Канны-2018. “Прости, ангел” Кристофа Оноре

ЛГБТ-драма

Прости, ангел (Plaire, aimer et courir vite), 2018, Кристоф Оноре

Андрей Волков рецензирует ЛГБТ-драму Кристофа Оноре

Ещё в 1950-е гг. было бы удивительно представить не только ЛГБТ-темы в мировом кино, но и фильмы “про это”. Общество было консервативным, патриархальным, и то, что шокировало тогда ревнителей морали, ныне уже никого не удивит. Конечно, кто-то начнёт говорить о нынешнем падении нравов, в результате чего на экран пачками выходят непристойные фильмы. Но ведь искусство не приемлет никаких запретов и совершенно не обязано чему-то учить, как полагали в советские годы «инженеры душ». Это всего лишь зеркало, где всегда отражаются проблемы общества.

Французский режиссёр Кристоф Оноре уже попадал у нашего Министерства культуры в немилость. Дело в том, что он не только не скрывал свою ориентацию, но и всегда исследовал нетрадиционные отношения, создавая подчас иронические фильмы. В отличие от другого знаменитого француза-гея Франсуа Озона, Оноре не испытывал большой страсти именно к провокации. Он снимал интимные драмы из жизни героев-геев, что близко ему и на что он имеет полное право, хоть кому-то, может, хотелось бы видеть в его фильмах традиционные любовные отношения. Вот и его новый фильм “Прости, ангел”, получивший две номинации на премию Каннского кинофестиваля, тоже легко вписывается в магистральную линию его творчества. Режиссёр также затронул важную тему ВИЧ-инфицированных, поскольку писатель Жак уже давно болен, но не желает менять свою жизнь. Он также кутит, знакомится с молодыми парнями и делает вид, что всё хорошо. Вот только денег на прежний образ жизни становится всё меньше, а перспектива скорой смерти всё ярче прорисовывается. О его тяжёлом положении знает только его сосед, журналист Матье, тоже гей, с которым он делится своими проблемами.

Кадр из фильма “Прости, ангел”

Матье старше и мудрее Жака и понимает, что беспорядочная личная жизнь ни к чему хорошему не приведёт. Секс не заменит чувства. Хотя в случае Жака такой образ жизни лишь желание насладиться сполна уходящим временем перед неизбежной смертью. Он не желает человеческих контактов, так как боится привязанности.

Кристоф Оноре известен тем, что переиначивает, в гомосексуальном ключе, какой-либо признанный фильм. Когда-то это были «Шербургские зонтики», а в случае с «Прости, ангел» легко вспоминаются «Последнее танго в Париже» и экзистенциальные поздние драмы Лукино Висконти, особенно «Смерть в Венеции» и «Семейный портрет в интерьере».

Это вовсе не делает кинематограф Оноре менее оригинальным, чем он есть. Скорее в этом прослеживается некий вызов традиционной нравственности, в которую ЛГБТ совсем не вписывается. Между тем, геи, как говорит Оноре, такие же люди, и их волнуют те же проблемы, что и остальных. Половая распущенность характерна не только для геев, но и для гетеросексуалов, так что неверно утверждать, что гомосексуальность проистекает из сладкой притягательности греха.

Фильм Оноре лишён натурализма и вряд ли вызовет негодование у гетеросексуального зрителя, исключая разве что гомофобов. Рассматривать эту работу лучше всего в контексте всего творчества режиссёра, где раз за разом рассказываются истории из жизни однополых пар

Для Жака встреча с молодым Артюром оказывается тоже своеобразным последним танго. Словно ангел смерти посетил его жизнь. Или наоборот, Жак перед близким концом получил последнюю возможность страсти с молодым любовником, отдавшись так неожиданно захлестнувшим его чувствам. Это своеобразное причащение жизненной стихии, что выступает и защитой от смерти, ведь любовь не имеет времени, и ушедшие существуют в памяти наряду с живыми. Конечно, можно оценить аллюзию постановщика и на историю любви Поля Верлена и Артюра Рембо.

Фильм Оноре лишён натурализма и вряд ли вызовет негодование у гетеросексуального зрителя, исключая разве что гомофобов. Рассматривать эту работу лучше всего в контексте всего творчества режиссёра, где раз за разом рассказываются истории из жизни однополых пар. Кинематограф, долгое время не обращавший никакого внимания на queer, ныне всё чаще заигрывает с этой темой. Не всегда получается удачно, ведь тут важна искренность, чтобы зритель проникся симпатией к героям, с которыми его разделяет бездна сексуальной ориентации. В случае с фильмом Кристофа стоит сказать, что он не открывает никаких новых горизонтов, да и вряд ли это возможно в столь узкой теме, учитывая обилие сейчас постановщиков, которые не только не скрывают свою ориентацию, но и снимают фильмы о геях и лесбиянках. В тоже время это привычная для поклонников режиссёра драма о чувствах и влюблённостях, пусть и окрашенная в несколько мрачные тоны, учитывая предчувствие Жаком близкой смерти из-за ВИЧ. Она по-своему закрывает тему интимных драм Оноре, поднимаясь подчас до экзистенциальных высот об обретении себя и вообще смысла жизни в этом неприветливом к queer мире. Этим «Прости, ангел» и ценен для тех, кто не испытывает к её сюжету уже заранее неприязни и способен взглянуть на геев без навязанных нам религиозными моралистами штампов и клише.

Telegram
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Канны | География: Европа Франция
Автор: |2019-05-21T19:58:08+03:0023 Май, 2019, 11:48|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok