Наталья Бука продолжает вспоминать советскую мультипликацию.
«Крылатый ослик», Е. Михельсон, «Туркменфильм», 1984 г.
Не смотря на довольно нетипичную для туркмена фамилию, Евгений Михельсон — заслуженный деятель Туркменистана, снимавший свои мультфильмы именно на одноименной киностудии. «Крылатый ослик» – это кукольная сказка об ослике, который в прошлой жизни был обычным муравьём. Как известно, у муравьёв нет ушей, но от этого желание слышать прекрасные звуки может только возрастать. Отчаявшийся муравьишка взывает к помощи волшебника (такого лукавого туркмена в стёганом халате и мохнатой папахе) и благодаря ему превращается в ушастого ослика с «крылатым» сердцем, способного теперь слышать не только щебетание птиц, но и крики о помощи. Наидобрейшая история для детей, которая учит помогать попавшим в беду. Безвозмездно.
«Будет ласковый дождь», Н. Туляходжаев, «Узбекфильм», 1984 г.
Канун 2027 года. Постапокалипсис. Робот, прислуживающий одной семье, усердно продолжает свою механическую работу: будит, готовит завтрак, накрывает на стол, призывает детей собираться в школу, родителей – на работу, а бабушке напоминает о том, что самое время прочесть молитву. И невдомёк железяке, что от всей семьи остались лишь горстки пепла… «Будет ласковый дождь» – это пронзительное рисованое зрелище о хрупкости мироздания, снятое по мотивам рассказа Рэя Брэдбэри. Режиссёр Назим Туляходжаев, будучи поклонником фантаста, очень точно воспроизвёл жуткую атмосферу безысходности: сцены охоты робота за птицей и её попытка покинуть разрушенное жилище, невероятно сильны по степени напряжения. Страшная мораль мультфильма подкрепляется проникновенным стихотворением.
Короткометражка по праву является призёром всесоюзных и международных фестивалей.
«Добрая сказка», В. Бехбутов, «Азербайджанфильм», 1986 г.
«Добрая сказка» – это кукольная история о похождениях мальчика Заура, который проживает с бабушкой в горном ауле. Добрейшая бабушка печёт лепёшки в тандыре для своего внука, а он посильно помогает ей по хозяйству: рубит дрова и носит воду. Однажды он обнаруживает нерабочий станок для изготовления циновок из камыша и уговаривает бабушку отпустить его за необходимым сырьём. Бабушка собирает ему узелок с едой, и Заур отправляется в поход, где ему придётся столкнуться с трудностями и самостоятельно принимать важные решения.
Название мультфильма говорит само за себя: сказка действительно добрая. В ней есть место почитанию старших (Кавказ всё-таки!), милосердию, состраданию и отваге. Куклы и антураж сделаны довольно тщательно плюс примечательна озвучка: все герои говорят с азербайджанским акцентом, что ещё больше подчеркивает национальный колорит мультфильма. Добрая сказка для разных детей.
«Ух ты, говорящая рыба!» Р. Саакянц, «Арменфильм», 1983 г.
Тут мы имеем дело с классикой: мультфильмы Роберта Саакянца по сей день пользуются популярностью среди взрослых и детей. Всем известные короткометражки режиссёра («В синем море, в белой пене», «Кто расскажет небылицу?», «Три синих-синих озера малинового цвета», «Ишь ты, масленица» и др.) кишат юмором, запоминаются оригинальной прорисовкой и психоделическими сюжетами, где, в основном, какой-нибудь находчивый бедняк изощрённо обманывает жадного богача или хитрого колдуна. «Ух ты, говорящая рыба» – не исключение. Пожилому рыбаку в сети попадается необычная рыба и чисто по-пушкински просит возвернуть её назад в море, обещая при этом «пригодиться». И, собственно, держит слово: в судный день, точнее, ночь, рыба сыграет важную роль в жизни семьи рыбака и великого, могучего и «доброго» чудища. Хэппи энд и выброс эндорфинов гарантирован.
«Фимка», В. Белов, «Киргизтелефильм», 1990 г.
Вячеслав Белов дебютировал в мультцехе в 1981 г. На его счету более десятка короткометражек, самые известные из которых «Узорная история», «Волшебный бальзам», «Коокор — кожаный сосуд». «Фимка» – анимационная работа Белова, снятая накануне развала СССР.
Фимка — доброе и лохматое существо с другой планеты, которое приходит к маленькой девочке, чтобы развеселить её. Девочка любит рисовать, она воплощает свои фантазии на бумаге: вот её друг мальчик Азамат, вот мама, вот цветы, вот небо и дом. Но в её рисунках есть место и злой тётеньке, которая корчит страшные физиономии, летает на метле и вообще распространяет кругом нехорошую ауру.
Интуитивно зритель понимет, что это сказка о детском внутреннем мире, о том, какой он глубокий и необычный и как легко его разрушить. И посыл о том, что взрослым нужно бережно относится к фантазиям ребёнка, несомненно, хорош. Но исполнение этой идеи вызывает противоречивые чувства: вряд ли такая психоделическая прорисовка, стилизованная под детские рисунки, заинтересует юного зрителя. Так что, будем считать, что это некое пособие по «пониманию чад» всё же для родителей.
«Бачо едет к бабушке», К. Сулакаури, «Грузия-фильм», 1979 г.
Бабушка пригласила внука Бачо к себе в гости, но не просто так, а прислала письмо с загадкой: «Что делает робкого – смелым, слабого – сильным, маленького — большим?» По пути мальчик встречает немного странно сосуществующих вместе зверей: зайцев, львов и волков, которых, к тому же, по паре, а также другого мальчика: немытого, нечёсанного и дурно воспитанного. Все вместе они отправляются всё же не на ковчег, а к бабушке и очень хотят найти ответ на загадку. Но нехороший мальчик строит козни и всячески препятствует Бачо и зверятам перемещаться в пространстве.
Если кому-то из вас довелось видеть кукольные мультфильмы «Волшебник Изумрудного города» и «Приключения Незнайки», то вам не составит труда представить, как выглядят и двигаются куклы в мультфильме про мальчика Бачо. Ибо все три короткометражки — дело рук режиссёра Карло Сулакаури. В сказке много грузинской музыки и песен, ну и философский подтекст: без дружбы в нашем мире никуда.
«Как кот с мышами воевал», М. Мансурходжаев, «Таджикфильм», 1986 г.
Как можно догадаться по названию мультфильма, речь в нём пойдёт о вечном противостоянии котов и мышей. Холёный кот в чалме проживает в своём царстве, окружённый тремя кошками в бусах. Чтобы заманить мышей в ловушку, он прикидывается вегетарианцем. Доверчивые мыши верят в дружбу и массово приносят ему в дар медовые арбузы, чёрный виноград и пушистые персики. Но хитрый кот атакует мышиных подданых и грубо засовывает их в мешок. Мышиный шах пищит от гнева и объявляет коту страшную войну.
Мунавар Мансурходжаев — первый таджикский мультипликатор. На его счету не так много работ, но все они достойны внимания. В мультфильме «Как кот с мышами воевал» режиссёр использует технику «плоская марионетка». История о коте и мышах снята по мотивам поэмы иранского писателя Убайда Закони. Режиссёр отошёл от оригинала, обогатил притчу юмором и изменил концовку в пользу мышей, хотя кота тоже не особо обидел. Малышам понравится.
«Алдар-Косе», И. Сон-И-Сон, «Казахфильм», 1975 г.
Перед вами кукольный панегирик безбородому обманщику Алдару-Косе, герою казахских сказок, притч и анекдотов. Подобный персонаж существует у многих народов: это обычно весёлый и находчивый бедняк, отстаивающий интересы простого люда, защищающий обиженых и обманывающий богачей. Казахский «Робин Гуд» бороздит пространства на внушительном быке, бренчит на домбре и, столкнувшись с очередной несправедливостью, решает проучить виновного: скупого и злобного бая, что с успехом и осуществляет.
Мультфильм очень «казахский»: этнический дух прослеживается во всех деталях. Габитус кукол, их одежда и быт созданы весьма дотошно и патриотично, дополняет картинку выразительная озвучка и традиционная казахская музыка. Учитывая год выпуска мультфильма, «Алдар-Косе» представляет собой добротный анимационный образец национального фольклора.