//Рецензия на “Дом Gucci” Ридли Скотта

Рецензия на “Дом Gucci” Ридли Скотта

Мода — это то, что выходит из дома

Дом Gucci (House of Gucci), 2021, Ридли Скотт

О “Доме Gucci” мы уже писали, теперь разбираем фильм подробнее. Ольга Корф – о новой работе Ридли Скотта

Стильная в прямом и переносном смысле новинка «Дом Gucci» — еще один повод восхититься очередным филигранным перевоплощением Ридли Скотта из автора недавней исторической драмы о средневековой Франции в создателя комедии-драмы «от кутюр». Подобно хамелеону, режиссер снимает предельно разножанровое кино. Его новый фильм основан на реальных событиях, происходивших в итальянском доме Gucci, когда империя моды осталась без управленцев из семьи, основавшей бренд.

Картина снята по мотивам романа Сары Гей Форден «Дом Гуччи: Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности». Сюжет строится вокруг самого громкого преступления в модной индустрии — убийства Маурицио Гуччи, выполненного по заказу его жены Патриции Реджани. Рассмотрим в деталях, как сделан этот фильм.

«Дом Gucci» — это кино не о фэшн-индустрии и даже не о попытке разобраться в мотивах преступления. Это фильм контрастов: таланта и посредственности, власти и тех, кто оказывается на обочине, старого и нового поколения, настоящего и поддельного, молла, где продают ширпотреб, и бутика-музея Gucci. Причем музей — метафора самого Дома и старого поколения, им управляющего. Родольфо и Альдо давно не привносят ничего нового в бизнес и живут прошлым. Так, созданный Родольфо платок, — уже экспонат, вошедший в историю. Его когда-то носили Джеки О, Грейс Келли, Софи Лорен, а теперь на него мочится племянник Родольфо. Молодые готовы к радикальным переменам, они действуют эксцентрично, не поддаются контролю и борются с властными отцами. Но на деле им оказывается нечего предложить для развития бизнеса. Старики Гуччи завязли в своих представлениях о бренде, а все, что интересует молодых, — это непомерные амбиции, а не высокая мода.

Кадр из фильма “Дом Gucci”

Конфликт старого и нового в «Доме Gucci»

В сцене, когда Родольфо говорит с сыном и старается переубедить его жениться на Патриции, используется контровой свет. Темный фон в доме, напоминающем мрачный склеп с призраками, символизирует уходящее прошлое. Примечательно то, как показан в фильме диалог старого и нового поколения. В отличие от умирающего Родольфо, в начале отношений Патриция одевается в светлое и яркое, выбирая красочные цветочные принты. Героиня отражает свежесть идей, новый взгляд. Родольфо и Альдо же застряли в прошлом, но пришел новый век высокой моды, который неизбежно должен изменить все в Доме Gucci.

Мыльная опера и дом мод

В «Доме Gucci» синтезируются разные виды искусств. Сливаются в единое не только кинематограф и высокая мода. Значимым элементом в организации нарратива становится еще и опера. Закадровое и внутрикадровое звуковое сопровождение указывают на важнейшие в сюжете эпизоды, связанные с развитием отношений Гуччи и Реджани.

Сначала мы подглядываем за сценой грубого секса пышущих энергией молодых любовников в офисе Реджани. Уже в этой сцене содержится намек на скрытых демонов и агрессии обоих героев. Позднее он прижмет ее к стенке с желанием задушить, а она закажет его убийство. Как говорится, муж и жена — одна сатана. Сюжет можно сравнить с ходом шахматных фигур на доске: Маурицио уходит из семьи ради женитьбы на Патриции, затем жена старательно возвращает его в бизнес, выводит остальных Гуччи из игры, и тогда муж отказывается от жены. Занятие любовью как скрепление их союза сопровождается оперным дуэтом из второй сцены первого акта «Травиаты» Джузеппе Верди на либретто Франческо Марии Пьяве “Libiamo ne’ lieti calici”. Содержание и манера исполнения дуэта провинциала Альфреда Жермона и куртизанки Виолетты Валери отражают зарождающуюся между главными героями взаимную любовь.

Затем жена Паоло поет каватину “Largo al factotum” из «Севильского цирюльника» во время модного показа линии одежды мужа. Событие прерывается приездом полиции. Опера итальянского композитора Джоаккино Россини, обличающая аристократию, звучит неслучайно. По сюжету, опекун Розины, хитрый и жадный старик дон Бартоло, жаждет жениться на воспитаннице с богатым наследством. Бартоло заключает сделку с Фигаро, чтобы получить желаемое. Это соотносится со стремлением «хищницы» Реджани приобщиться к наследству семьи Гуччи и заключить договор с Паоло, выкупив его часть акций.

В последний раз опера звучит, когда Доменико привозит Патриции бумаги на развод. Мы слышим “Humming Chorus” из второго акта оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Пинкертон вскоре после свадьбы уезжает в Америку и заводит любовницу, а его жена Чио-Чио-Сан продолжает ждать и верит, что он вернется. Консул Шарплесс приносит письмо, в котором Пинкертон сообщает ей, что требует развода. Героиня осознает, что теряет его и что ей придется в скором времени самостоятельно обеспечивать себя и дочь. Подобно сюжету оперы, заканчивается история отношений Маурицио и Патриции. Причем мужчины расстаются с бывшими возлюбленными трусливо, через «гонца».

Кадр из фильма “Дом Gucci”

«Дом Gucci» — не драма, а комедия-фарс

Актеры «Дома Гуччи» в своих ролях великолепны. Это безумная, вульгарная, но сильная Патриция, которую неожиданно хорошо сыграла Леди Гага, сдержанный и слабохарактерный Маурицио в исполнении Адама Драйвера, остроумный Альдо в роли Аль-Пачино, гротескный Паоло от неузнаваемого Джареда Лето, чудаковатая экстрасенсша — маленькая смешная роль Сальмы Хайек и высокомерный авторитарный Родольфо, которого сыграл Джереми Айронс.

Эта картина — своего рода обман, фарс. В сцене знакомства Патриции с Маурицио девушка принимает молодого Гуччи за бармена, а тот без лишних уговоров принимается готовить для нее коктейль. Он же называет ее Элизабет Тейлор. С этого момента она постепенно начинает мимикрировать под ту, кем не является. После танца на вечеринке, когда герой поспешил уйти, девушка пошутит: «В полночь ты превратишься в тыкву…». Отсылка к «Золушке» неочевидным образом повторится ближе к концу, когда эксклюзивный туфель от Gucci» с золотой стелькой оказывается надетым «не на того» — Немира Кирдара из Investcorp, покупающего долю Гуччи. Это красивая метафора превращения модного дома из семейного бизнеса в компанию с «чужими» во главе.

Влюбившись с первого взгляда, как героиня песни Blondie “Heart of glass”, или, пожелав «зацепиться» за богатого наследника, Реджани тоже прибегает к небольшому обману. Она выслеживает Гуччи и как бы случайно оказывается с ним в одном книжном. Свой фарс она представляет как судьбу будущему возлюбленному. При этом довольно быстро зритель понимает, что она ему совсем не пара. Патриция не получила высшее образование, путает Пикассо и Климта, работавших в абсолютно разных стилях, неправильно произносит названия французских мест. Героиня-простушка, источающая доступную сексуальность, сделана совершенно из другого теста и заметно отличается от аристократичных Гуччи. Крупным планом часто снимаются ее грубые черты лица с приоткрытым ртом и глазами навыкате, а на шее — неизменно массивные ожерелья, которые идут ей, как корове седло. Такая съемка обращает внимание зрителя на подчеркнуто плебейскую, лишенную утонченности внешность. Позднее с ног до головы одетая в бренд Патриция примеряет на себя культовую фамилию, при этом злясь на контрафактную продукцию с рынка. Она сама, как поддельная сумочка Gucci. С одной стороны поддерживает семейный бизнес коммерческими предложениями, приносящими деньги, но с другой она все же — ненастоящая Гуччи, которая способствует уходу семейства из Дома. Патриция — хитрая героиня, возлюбленная-трикстер, которая балансирует на грани добра и зла. Стараясь помочь своему мужу стать талантливым управленцем, она заставляет его предать собственную семью. Патриция нарушает семейные традиции Дома, привносит хаос в бренд стариков.

Трагифарсовость киноленты связана также с отношениями Патриции и подруги медиума Пины, которая влияла на решения Реджани то ли колдуя, то ли обманывая. Их дружба начинается со звонка жены Гуччи гадалке прямо на ТВ-шоу, что уже само по себе воспринимается комично. Благодаря Пине Патриция узнает об измене мужа и решает, что бесполезные заклинания не подходят для расправы с обидчиком. Ей нужен не обман, а настоящее убийство — медиум помогает и с этим.

«Дом Gucci» — это кино не о фэшн-индустрии и даже не о попытке разобраться в мотивах преступления. Это фильм контрастов: таланта и посредственности, власти и тех, кто оказывается на обочине, старого и нового поколения, настоящего и поддельного, молла, где продают ширпотреб, и бутика-музея Gucci

Вероятно, главная идея фильма крепко связана с мудростью «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Именно поэтому настоящая любовь чувствуется только между Альдо и Паоло. «Он — дурак, но он мой дурак». Несмотря на глупые выходки сына, лишившие Альдо дела всей жизни и разорившие его, отец все равно любит Паоло и обнимает в знак примирения. А разобщенные остальные члены семьи «холодного дома» обречены выйти из эпохального фамильного бизнеса.

Интересным приемом становится монтажный рефрен с крупным планом кричащих об итальянской роскоши деталей: часов, знаменитого ремня от Gucci на Маурицио. Счастливый Гуччи допивает эспрессо в кафе, расплачивается по счету и едет по городу на велосипеде. Он впервые в жизни делает то, что хочет. Однако прямо сейчас на улице его убьют. Кольцевая композиция в данном случае, вопреки ожиданиям, намекает не на цикличность событий, а на мрачное окончание истории этой семьи.

Facebook
| |
Автор: |2021-12-21T17:06:06+03:0022 Декабрь, 2021, 11:40|Рубрики: Рецензии|

Автор:

Ольга Корф
«Умеренная» филологиня из МГУ. В перерывах между лингвистическими штудиями пишет про кино. Практикует йогу: садится за текст исключительно в позе лотоса. Мечтает овладеть стилистикой как Набоков, шутить как Аллен и разбираться в кино как Тарантино.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok