Ностальгия по юношеской влюбленности под звуки винила
Лакричная пицца (Licorice Pizza), 2021, Пол Томас Андерсон
Ольга Корф рецензирует новую работу Пола Томаса Андерсона
Залитая солнцем долина Сан-Фернандо, Калифорния, 1973-го года. Перед зрителем появляется 15-летний Гэри Валентайн — начинающий, но уже довольно успешный актер с предпринимательской жилкой и хорошим бизнес-потенциалом. Гэри знакомится с Аланой Кейн, которая на 10 лет старше и все никак не может найти себя, безостановочно пробуя свои силы в разных сферах. Гэри заговаривает с Аланой на съемках для школьного альбома — тогда она работала ассистенткой фотографа. Мальчишке удается уломать Алану на один ужин, после чего начинается дружба, полная приключений, ревности и надежд.
Режиссер Пол Томас Андерсон — живой классик современного кино, к которому российский зритель питает особую симпатию. Темы, которые интересуют Андерсона, — причины разрушения семейных отношений, одиночество, одержимость, переосмысление собственного «я», сила рока и прощения.
Девятый фильм Пола Томаса Андерсона любопытно отличается, на первый взгляд, несерьезностью содержания. Его замысел родился из очаровательного эпизода, который однажды наблюдал режиссер. На его глазах какой-то школьник пытался позвать на свидание взрослую девушку. Фантазии о невероятном романе, дополненные реальными историями из детства продюсера Гэри Гоцмана, легли в основу новой картины. В школьные годы, которые пришлись на 70-ые, юный актер, как и Валентайн, продавал водяные матрасы.
Андерсону пришло в голову озаглавить эту историю «Лакричной пиццей» — так называлась популярная сеть музыкальных магазинов его детства. На этот раз режиссер, который любит приглашать в фильмы звезд первой величины, предложил Шону Пенну и Брэдли Куперу комические эпизодические роли в то время, как для главных героев он выбрал дебютантов — Купера Хоффмана и Алану Хайм. Вероятно, только неопытные актеры без шлейфа предыдущих работ могли создать честные образы и такую химию, в которую невозможно не верить. И у них действительно получается.
Кадр из фильма “Лакричная пицца”
Виниловая пластинка, напоминающая круглую соленую пиццу, окрашенную в цвет сладкой лакрицы, — метафора чего-то невозможного, несовместимого друг с другом. Это сочетание и дает идеальную гамму вкусов в странной любви между главными героями, в детстве взрослых, в длительном развитии сюжета и быстро сменяющих друг друга эпизодах.
В фильме присутствуют телесность и эротические подтексты (как, например, в сцене с рекламой водяных матрасов), что вполне естественно для изображения жизни подростков, которые только начинают познавать свою сексуальность. И хотя лавстори между людьми с такой разницей в возрасте может показаться чистой воды провокацией, в киноленте нет развращенной картинки порочной связи. С другой стороны, нет в ней и приторно сладкого вкуса лакрицы. Между героями зарождается чувство, немного наивное, сильное и искреннее, но ни в коем случае не слащавое. Это фильм с идеей о том, что любви все возрасты покорны.
Эта комедия рассказывает о взрослении и первой любви тем, кто скучает по 70-ым — эпохе независимого кино, когда в воздухе чувствовался запах свободы и отовсюду звучала музыка с грампластинок цвета лакрицы.
«Лакричная пицца» — романтичный гимн молодости и творчеству о людях, искренних в своих порывах, но запутавшихся в чувствах. Эта комедия рассказывает о взрослении и первой любви тем, кто скучает по 70-ым — эпохе независимого кино, когда в воздухе чувствовался запах свободы и отовсюду звучала музыка с грампластинок цвета лакрицы.
В инфантильной истории даже взрослые ведут себя как дети, один из которых прыгает на мотоцикле через костер в пьяном угаре. Гэри и Алана все время бегут, за руки или навстречу друг другу, точно проносящаяся мимо молодость. Как и в любом сюжете о взрослении, герои сталкиваются с внешними обстоятельствами, которые должны изменить жизни и их самих, — это первый бензиновый кризис 1973 года и выборы мэра. Но их дороги все равно всегда пересекаются. И все это для того, чтобы сказать одну простую истину: нет ничего важнее настоящей любви. На фоне ушедшей эпохи режиссер напоминает, как бывает интересно жить, если ты по-детски влюблен.
События в «Лакричной пицце» тянутся довольно долго, и после предполагаемого финала начинается очередной сюжетный поворот, а за ним — и другой. Так что широкому зрителю будет не хватать динамики в организации повествования. Андерсона гораздо больше увлекает воссоздание родного времени, когда родители были молоды, а он был еще ребенком. Со стилистической точки зрения фильм выполнен совершенно. Точный в своей погруженности в атмосферу 70-ых, он понравится тем, кто ценит кино за визуальную составляющую и эстетически красивую картинку в теплых тонах. За милую наивность, доброту и убедительную ностальгию.
Остается только выбрать любимый экземпляр из арсенала лакричных пицц и поставить эту пластинку на проигрывателе. Тогда уютное время зазвучит мелодией из Боуи и перенесет в Калифорнию 70-ых — место, где нельзя не влюбиться.