Камера Клэр (La caméra de Claire), Хон Сан-су
Полина Глухова рецензирует фильм южнокорейского режиссера
СТОЛ
«Анаксимен говорит: мир это стол»
TABULA-AE: 1. стол 2. доска 3. игровой стол 4. дощечка для письма 5. афиша 6. список 7. обменный пункт 8. картина 9. бюллетень для голосования 10. квадрат территории 11. складка одежды
***
и книга. Кто, ее открыв, перевернет страницы,
заставляя
воздух шуметь средь листьев.
(Э. Окар)
Cтол (на улочке), на столе этом горит одна маленькая свечка.
Кинокартина «Камера Клэр», как это часто бывает у Хон Сан-Су, есть череда мнимых или натуральных воспоминаний, случайных событий, которые неслучайно складываются именно таким образом. Молодая и прекрасная девушка Чон уволена своей начальницей (она работает в прокатной компании). Уволена за «непорядочность». Пролистывая воспоминания как хороший поэтический сборник нейтральных чистых стихов (такие сборники можно открывать на любом сгибе страниц, читать строки с середины или конца), зритель вникает в суть «непорядочности».
Кадр из фильма “Камера Клэр”
Героиня Ким Мин-хи находится в постоянном осеннем марафоне «наоборот», она во всем виновата. Виновата в том, что молода. Виновата в том, что красива. Виновата, что у нее доброе сердце, виновата, что искренна. Виновата, что хорошо получается на фотокарточках. Что влюбляет в себя не только женатого мужчину, режиссера, приехавшего в Канны глядеть на обломки своих успехов, но и прохожую немолодую учительницу Клэр (то есть, на самом деле влюбляет в себя каждую собаку в городе, чем не может не раздражать начальниц и по совместительству жен именитых режиссеров). Такие люди, как Чон, выступают зазнобой, зацепкой в шелках маститых неудачников. Стоит поискать скрытый смысл в выборе артистки для роли Клэр, Изабель Юппер – универсальная женщина , понятная актриса , в ее героине – с миру по нитки в поэзии, в фотографии. Однако через ее любительский объектив история трансформируется в парадоксальный почти детектив. Клэр ищет и находит в Чон порядочность. И достоинство, которого в ней немало.
Чехова считают наиболее интернациональным классиком. Хон Cан-су выступает большим полиглотом малой прозы, рассказывая истории эскизно, однако исчерпывающе – много емких деталей и слов, про героев все понятно и известно. Большинство сцен в фильме выполнены длинными кадрами, в узнаваемой манере, с акцентными наездами, будто бы импровизационными укрупнениями или, напротив, отдалениями, которые ткут аля-любительскую риторику, а на самом деле являются свидетельством огромной кинокультуры, тонкого вкуса и наличия неповторимого языка, простота которого недоступна любителю.
Большинство сцен в фильме выполнены длинными кадрами, в узнаваемой манере, с акцентными наездами, будто бы импровизационными укрупнениями или, напротив, отдалениями, которые ткут аля-любительскую риторику, а на самом деле являются свидетельством огромной кинокультуры, тонкого вкуса и наличия неповторимого языка, простота которого недоступна любителю.
Устами Клэр произносится выявленная задолго до корейского режиссера суть любого изображения (фото/кино). Это единственная возможность изменить ход вещей. Это запечатленные лица и человеческая история, которая больше никогда не повторится, ведь через секунду лица будут уже не теми, что были секунду назад.