Два мира – два Шапиро
По ту сторону / Двойник (Counterpart)
Сергей Феофанов находит новый сериал Starz весьма интересным
Мелкий служащий в странной берлинской конторе (Дж. К. Симмонс) попадает в переплет: сначала жена впадает в кому после серьезной аварии, затем начальство вызывает бедолагу в темную комнату. Там ему представляют человека, точь-в-точь похожего на него (опять же, Дж. К. Симмонс), и объясняют, что в 1987 году наш мир разделился надвое в результате безответственного эксперимента ученых из ГДР. Сперва оба мира были почти идентичными, но затем их пути разошлись, а стороны начали относиться друг к другу примерно так же, как США и СССР во второй половине XX века. Дальше начинается натуральная холодная война с явками, паролями, убийцами, интригами и другими обязательными атрибутами этого жанра.
Кадр из сериала Counterpart
Телеканал Starz решил отвлечься от производства бесконечных «Спартаков» и начать производство более серьезных сериалов. После спорных (но, безусловно, масштабных и амбициозных) «Американских богов» канал запустил еще одно взрослое шоу – фантастический шпионский триллер с большой (по меркам телевидения) звездой в главной роли (точнее, в главных ролях). К режиссуре также привлекли людей именитых и заслуженных – Мортена Тильдума («Охотники за головами», «Игра в имитацию»), Алика Сахарова («Игра престолов», «Подпольная империя», «Рим»), Стивена Уильямса («Ходячие мертвецы», «Остаться в живых») и Дженнифер Гетцингер («Безумцы»).
Блестящая стартовая идея с разделением миров работает отлично: с одной стороны мы видим знакомую современную Европу, с другой – болгарских оперативников, ресторан «Москва» и тоталитаризм с человеческим лицом. Другой мир показывается вскользь, но это и здорово – подробности лишили бы аудиторию удовольствия домыслить что-то самостоятельно. Удачно в историю вписывается Берлин – лучшее место на свете для иносказательной фантастики на тему холодной войны. Удивительно, что придумал эту фантасмагорию Джастин Маркс, до того отметившийся сценариями к проходной (но кассовой) «Книге джунглей» и кинофильму (простите) «Уличный боец».
Вселенная Counterpart напоминает книги Ле Карре – это тихий, будничный мир, где все ведут двойную игру, перестрелки встречаются реже разговоров, а шпионы ничуть не похожи на Джеймса Бонда
Нельзя не отметить и удачнейший кастинг – Симмонс, конечно, правит бал, здорово отыгрывая оба отведенных ему характера, но и менее титулованные артисты не теряются. Особенно хорош Стивен Ри, чья роль живо напоминает Карлу из романов Джона Ле Карре. Вообще, вселенная Counterpart отчетливо напоминает именно эту интерпретацию войны разведок – тихий, будничный мир, где все ведут двойную игру, перестрелки встречаются реже разговоров, а шпионы ничуть не похожи на Джеймса Бонда. Их управления поделены на этажи, а Самое Главное Начальство общается с подчиненными через видеокамеры и клерков-чревовещателей. Экзистенциальная линия (рефлексирующая влияние жизненных обстоятельств на характер и личность людей) смотрится не так живо, как шпионская, но без драматизма в таких случаях не обойтись. Здесь его не слишком много – уже хлеб.
Серьезная проблема сериала заключается в том, что он не до конца оправдывает ожидания – последние эпизоды сезона хуже первых, промежуточная развязка неубедительна, и после просмотра десятой серии остается впечатление, что все это можно было сделать лучше. Натянутые финалы, впрочем, – вещь обычная для современного телевидения, этой же болезнью страдал и первой сезон «Легиона» Ноя Хоули (один из лучших сериалов прошлого года). Без недостатков шоу Маркса стало бы безупречным, оплошности делают его чуть ближе зрителям. И дают шанс исправить все во втором сезоне.