//Рецензия на “Союз спасения” Андрея Кравчука

Рецензия на “Союз спасения” Андрея Кравчука

Правильный блокбастер

Союз спасения, 2019, Андрей Кравчук

Андрей Волков – об исторической драме Андрея Кравчука

«Союз спасения» – не первый фильм о восстании декабристов. Ещё в 1920-е гг., к 100-летию этого события, будущий автор «Укротительницы тигров» Александр Ивановский снял немую картину «Декабристы». Его фильм не стал заметным событием и вскоре забылся, однако почти через 50 лет другой знаменитый режиссёр Владимир Мотыль выпустил «Звезду пленительного счастья» (1975), ставшую классикой советского кино. В этих двух фильмах восстание декабристов изображалось с безусловной симпатией, так как его цели совпадали с произошедшей спустя 90 лет Октябрьской революцией. В. И. Ленин называл участников этого заговора «дворянскими революционерами» и с их мятежа начал периодизацию революционного движения в России. Посмотрим, что же изменилось в восприятии этого события в наше время.

В XXI веке мы могли ожидать кардинального пересмотра советской историографии. Смущал и «Фонд кино», поучаствовавший в финансировании глупейших агиток, вроде «Балканского рубежа» и «Крымского моста». Однако идейными вдохновителями новой картины был успешный дуэт продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, на счету которого немало отечественных блокбастеров. При всей близости к власти Константина Львовича, его профессиональное чутьё всегда превалирует над желанием выслужиться перед администрацией президента, где не хотят, «чтобы было, как в Париже». При желании, можно, конечно, придраться к фильму по исторической части, что и сделали некоторые обозреватели, однако перед нами не историческая хроника, а игровое кино, к тому же развлекательной направленности. Поэтому нельзя согласиться с теми критиками, которые накинулись на новую работу Максимова/Эрнста и нанятого ими постановщика Андрея Кравчука, с которым они уже сотрудничали над предыдущими масштабными историческими полотнами «Адмиралъ» (2008) и «Викинг» (2016). Автором сценария неожиданно выступил известный актёр Никита Высоцкий, и ему, в целом, удалось совладать с громоздким и противоречивым историческим материалом.

Восстание декабристов относится к тем историческим событиям, которым сложно дать однозначную оценку. Тут многое зависит от политических взглядов реципиента. Однако художественное кино отличается от агитки именно тем, что не переходит грань игровой стихии и не превращается в единственно верную точку зрения, как произошло с недавним «Балканским рубежом». Авторы «Союза спасения» сохраняют нейтралитет относительно показанных событий, не идеализируя и не демонизируя ни одну из сторон конфликта. Скорее наоборот, в последних сценах проводятся параллели с царствованием императора-освободителя Александра II, который застал мятеж заслуженных дворян в юном возрасте и понял, к чему может привести нежелание власти меняться.

Кадр из фильма “Союз спасения”

В то время Россия значительно отставала в плане демократических преобразований от европейских держав, где государством был не только царь, а весь народ. Свободный человек отличается от раба именно осознанием себя гражданином, на котором лежит ответственность за будущее страны. В 1820-е гг. такое осознание было лишь у наиболее образованных классов, дворян, многие из которых не желали жить по-старому и хотели конституцию и выборную власть. Александр I пусть и сам задумывался о демократических преобразованиях, однако не решался проводить реформы, рушить старый порядок, хоть времена стремительно менялись. Растущее осознание себя гражданами своей страны и вытекающее из этого желание перемен вступало в противоречие с нерешительной властью, не замечающей запросов общества на реформирование государственного строя. Революционная ситуация, предпосылки к которой складывались годами, вот-вот грозила взорваться бунтом, «бессмысленным и беспощадным».

Вовсе не нужно быть историком, чтобы разобраться в происходящих на экране событиях, несмотря на обилие персонажей. И дело не в том, что каждый герой представлен титром. Авторы сумели грамотно чередовать сюжетные линии, а также подогревать интерес к происходящему при помощи детективной интриги, ведь в центре повествования заговор против будущего императора. На создателях лежала большая ответственность, ведь нельзя выставлять дураками ни одну из сторон.

Время тогда было такое, что противоборствующие стороны могли говорить друг с другом на одном языке, ибо такие понятия как честь, совесть, любовь к своей стране были не речевыми штампами, а имели под собой серьёзное содержание. Даже император вызывал уважение, и ни один декабрист никогда не обвинял царя в коррупции. В то время истину узнавали не из телевизора – о ней спорили в печати, в сенате, даже в дружеском кругу, а за оскорбительный ярлык «либераст» сразу же шёл вызов на дуэль. Эх, зря всё-таки ушло то время!

Возможно, авторы ошиблись в частностях, но верно передали суть, дух той эпохи, так, что знаменитые актёры кажутся не ломающими почём зря комедию паяцами, а действительно людьми той поры. Интеллектуальные баталии в фильме Андрея Кравчука не менее интересны, чем талантливо поставленный экшн, в котором постановщик уже зарекомендовал себя и в предыдущих работах. Роман главного героя Сергея Муравьёва-Апостола с дочерью графини Бельской отходит даже не на второй, а на третий план, что не делает фильм менее человечным. Просто персонажи показаны с общественной стороны, в своём отношении к власти, в искренних переживаниях за судьбу России, и этот настоящий патриотизм, пусть и явленный нам на примере героев давно минувших времён, удивляет посреди множества бездарных агиток, во славу знаменитой путинской стабильности.

В эпоху, когда в каждом митинге видится иностранный след, авторы фильма исподволь склоняют к мысли, что восстания лишь следствие глухоты власти к своему народу. Неслучайно режиссёр вставляет в повествование предсмертную галлюцинацию Муравьёва-Апостола – что было бы, если император не проехал мимо гвардейцев, а выпил бы с ними, когда они праздновали победу над Наполеоном. Возможно, и не было бы никакого офицерского заговора.

С чего начинается разочарование властью? С экономического кризиса? Или же с ощущения, что ты изгой в собственной стране, что государство не ценит тебя как личность, а требует, чтобы ты ему повиновался, как раб. Но птица, выпущенная из клетки, уже не примет решётку добровольно. Совсем как в Библии – «я был слеп, а теперь вижу».

Возможно, авторы ошиблись в частностях, но верно передали суть, дух той эпохи, так, что знаменитые актёры кажутся не ломающими почём зря комедию паяцами, а действительно людьми той поры. Интеллектуальные баталии в фильме Андрея Кравчука не менее интересны, чем талантливо поставленный экшн

Люди, увидевшие себя гражданами, желали признания этого факта со стороны монарха. Они впервые задумались – по какому закону правит император и может ли являться его воля законом. Нежелание прислушиваться к настроениям общества, идти в фарватере преобразований, как раз и стало причиной как неудавшегося восстания в декабре 1825 года, так и удавшейся Февральской революции, поставившей крест на самодержавии.

Интересно, что основной музыкальной темой, как и в «Балканском рубеже», стала композиция выдающегося музыканта Вячеслава Бутусова, на этот раз «Прогулки по воде». В фильме также звучат и другие рок-композиции – Кино, Мумий Тролль, МЭD DОГ, а также лучшая песня рэпера Басты «Сансара». В этот раз саундтрек не звучит контрапунктно изображаемым событиям, а органично вплетён в повествование. Ведь авторы не берут на себя суд истории, а предоставляют реципиентам право самим решать, на чьей стороне правда. Это как раз то, чего и добивались декабристы, пусть их путь к демократическим преобразованиям лежал через насилие.

Но насилие всегда порождает насилие – этот порочный круг сансары нельзя разорвать иначе, чем через милосердие, о чём и говорил царю сенатор Мордвинов, главный либерал эпохи и первый противник насилия. Казнь главных заговорщиков в итоге аукнулась правнуку Николая I, расстрелянного по приказу В. И. Ленина.

Ничто не проходит бесследно – умение увидеть цикличность истории и передать кинематографическими средствами причинно-следственные связи также важное достоинство ленты Андрея Кравчука, которая заслуженно стала одним из лидеров проката. По иронии судьбы, её выход совпал с анонсированными в январе этого года изменениями в Конституции, якобы для блага народа, обернувшимися дальнейшим укреплением власти правящих элит.

Telegram
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Россия и СССР
Автор: |2020-09-28T20:01:06+03:0029 Сентябрь, 2020, 10:57|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok