//Рецензия на “Супер делюкс” Тхьягараяна Кумарараджи

Рецензия на “Супер делюкс” Тхьягараяна Кумарараджи

Супер делюкс (Super Deluxe), 2019, Тхьягараян Кумарараджи

Эрик Шургот – о ленте Тхьягараяна Кумарараджи

Аудиодорожкой к вступительным титрам телефонный разговор мужчины и женщины. В процессе диалога выясняется, что у мужчины проблемы с бандитами, а муж женщины ушел на полдня на режиссерские курсы – чем не повод встретиться. Так камера оказывается посреди комнаты, в которой парочка немного нервно предается любовным утехам – он все больше думает о навалившейся проблеме, она о том, как неудачно вышла замуж. Тем временем камера совершается стремительный рывок через открытое окно в окна соседнего здания, где на экране ТВ зрителю демонстрируется ни о чем не говорящее название «Super deluxe». Телевизор, возможно даже этот самый, еще сыграет свою роль в предстоящем действе, а пока камера возвращается обратно в пропахшую любовным потом комнату, чтобы зафиксировать нелепое происшествие: мужчина умер, прямо во время соития.

Кадр из фильма “Супер делюкс”

Даже немного неожиданно, что в тамильском кинематографе, с его практически сакральной ортодоксальностью в вопросах искусства, могла случиться такая чудесная оказия как «Super Deluxe». Для Тхьягараяна Кумарараджи – это всего лишь второй полнометражный фильм в качестве режиссера. Десятилетие назад его дебютная работа «Душа и персона», столкнувшаяся с трудностями индийской цензуры, могла и вовсе не выйти на большой экран, а после выхода провалилась в прокате. Однако же среди тамилоязычных (да и вообще индийских) киноманов фильм обрел статус едва ли не культового, а потому новую работу Кумарараджи на родине по-настоящему ждали. К чести своей, режиссер не оставил экспериментаторское поприще и снял совершенно безумный, причем не только для колливуда, альманах, сюжеты которых переплетаются в причудливый клубок всяческих невероятностей. Помимо истории о женщине, которая вынуждена вместе с законным мужем прятать труп почившего прямо под ней любовника, зрителя ждут новеллы о мальчике, узнавшем, что его отец сделал операцию по смене пола, подростке, узнавшем в порноактрисе родную мать и о мужчине, спасшемся во время цунами и провозгласившем себя пророком. Примечательно, что у каждой сюжетной линии, помимо гротескной завязки, имеется своя, не менее абсурдная развязка.

У фильма два лейтмотива – терпимость ко всему непривычному и невообразимая взаимосвязь того, что происходит вокруг нас. Вобрав в себя, в лучших традициях индийского кино, элементы сразу нескольких жанров, от ситуационной комедии, до бытового триллера, «Super Deluxe» буквально оправдывает свое, кажущееся бессмысленно-бульварным, название. Жизнь глазами съемочной группы – это яркий калейдоскоп всевозможных случайностей и случайных возможностей, образующих единую взаимосвязанную вселенную. Оттого и палитра фильма нарочно неестественно яркая, подчеркивающая как детали, так и общий фон. На протяжении практически трех часов повествования, каждая из рассказанных в ленте историй лихо проскачет по сюжетным ухабам, едва впишется не в один крутой поворот, чтобы в конце столкнуться лбами с другой на внезапно возникшем перекрестке. И чем дальше, тем чудесатее, и для того, чтобы зритель не забывал, что смотрит кино, в котором допустимы абсолютно любые условности, камера периодически то «ныряет» в телеэкран, то стыкуется находчивой склейкой в единое целое с камерой смартфона случайного зеваки.

У фильма два лейтмотива – терпимость ко всему непривычному и невообразимая взаимосвязь того, что происходит вокруг нас. Вобрав в себя, в лучших традициях индийского кино, элементы сразу нескольких жанров, от ситуационной комедии, до бытового триллера, «Super Deluxe» буквально оправдывает свое, кажущееся бессмысленно-бульварным, название

«Super Deluxe» не идеален. Тут есть сильные провисания сюжета, особенно заметные в последнем акте, неловкие моменты, связанные со сценами и диалогами интимного характера, наконец, откровенное хулиганство, граничащее с дурновкусием. Но в целом новеллы удачно состыкованы (хотя все они писались разными людьми), а сюжет держит в напряжении и ожидании развязки до финальных титров. Удачные примеры черного юмора, отсылки к классике, ненавязчивая синефилия – Кумарараджи постоянно подчеркивает свою любовь к кино. Так в одной из сцен, когда застенчивые подростки покупают диск с порно, на стенах магазина видны постеры «Убить Билла» и «Банд Вассейпура». Все это, вкупе с подчас нестандартными операторскими решениями, отражает отношение режиссера к кино, как к некоему универсуму бытия, в котором за три часа экранного времени можно уместить целую вселенную. Через комичных, подчас нелепых персонажей, зритель соприкасается с банальными, но все еще чуждыми для многих людей истинами – в половом созревании нет ничего противоестественного, порноактриса – это такая же профессия, как и другие, любовь к родителю не определяется его идентичностью, а стрессовая ситуация часто сближает куда сильнее, чем законный брак. Жизнь не аттракцион, но чудо, в постижении которого на каждом шагу поджидают неожиданности, приятные или не очень, однако неизбежные. Иронично, но свою ленту Кумарараджи заканчивает вступительной сценой к порнофильму – нет ничего прекраснее, чем научиться получать удовольствие от того, что живешь.

Telegram
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Азия
Автор: |2020-08-17T20:32:54+03:0024 Август, 2020, 12:12|Рубрики: Рецензии|

Автор:

Эрик Шургот
Характер несдержанный. Раз в день пьет крафтовое пиво и является в страшных снах кому угодно. С годами слегка располневший ценитель дикого трэша и редкого ретро.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok