Трудовые будни
Артур Сумароков рассказывает о мини-сериале Райнера Вернера Фассбиндера
Человек – раб не только своих привычек, но и практически всех наложенных на него социумом (семья, друзья, работа – если это есть в наличии, конечно) обязательств, отказаться от которых зачастую просто невозможно. Далеко не все способны на некие решительные поступки, ибо стагнация порой предпочтительнее подвижничества. В конце концов, гораздо проще жить по издавна подготовленному распорядку, не нарушая стройности собственного графика и строгости исполнения оного со стороны обывателя, довольного жизнью, закамуфлированной по сути в ничто; видимость жизни, безыскусный симулякр. Только это самое “ничто” устраивает человека, его зона комфорта сильнее всего напоминает морг. Там, конечно, тоже уютно, но никуда не деться от вселенского холода и скорбного бесчувствия.
Кадр из мини-сериала “Восемь часов еще не день” Райнера Вернера Фассбиндера
На фоне программного “Берлин Александерплац” “Восемь часов ещё не день” Райнера Вернера Фассбиндера смотрится очень камерно, сдержанно и даже менее экспрессивно, чем вышедшие гораздо позже “Восхождение матушки Кюстерс” или “Замужество Марии Браун”. С точки зрения выбранной постановщиком нарративной структуры сериал ближе всего к киноленте “Продавец четырех времён года”, разнятся лишь центральные, смыслообразующие персонажи. Фассбиндер берётся за собственную трактовку идеологически высушенного и идеализированного соцреализма, снимая производственную драму без упора на корпоративное, коллективное бессознательное, которому должен подчиняться герр Йоцен, главный герой ленты. Он не выглядит ни маргиналом, ни просто иным; он – представитель трудового класса, пролетариат до мозга костей, который настолько связан со своей заводской проходной, что даже в период грядущего сокращения по-прежнему воспринимает свою работу чем-то большим, чем исполнением ряда обязанностей. И в этом, несомненно, таится самая большая проблема жизни такого человека. Не сильно стремящийся к переменам Йоцен воспринимается как слепая и на все согласная шестерёнка в большом и разрушительном механизме. Именно такие безропотные служащие со спокойной совестью принимают еврейские погромы и концлагеря, или же сами в один не самый лучший день берутся за ружьё и – массовое убийство как средство очищения выскакивает в очередной ленте новостей. Впрочем, таким Йоцен кажется отнюдь не всегда, да и Фассбиндер находит точки опоры для отторжения героя из его окружения. Йоцен все же склонен к рефлексии, хотя она не значит ничего, кроме осознания самого себя.
На фоне программного “Берлин Александерплац” “Восемь часов ещё не день” Райнера Вернера Фассбиндера смотрится очень камерно, сдержанно и даже менее экспрессивно, чем вышедшие гораздо позже “Восхождение матушки Кюстерс” или “Замужество Марии Браун”. С точки зрения выбранной постановщиком нарративной структуры сериал ближе всего к киноленте “Продавец четырех времён года”, разнятся лишь центральные, смыслообразующие персонажи
Однако режиссёр фокусируется не на предметном изображении рабочих будней своего героя; место добровольного прозябания инженера интересует Фассбиндера, кажется, в последнюю очередь. Фассбиндер насыщает пространство фильма меланхоличной повседневностью, в которой рассеян затхлый аромат бесплотности существования. Во всех этих обычных разговорах, хождениях из одной комнаты в другую и неизбежных гигиенических ритуалах чувствуется проникновение автора в суть своего современника, который, прекрасно осознавая обреченность любых попыток созидать, занят тем, что можно назвать модернизацией производства. Только вот его стремление улучшить место своей службы и помочь сослуживцам выглядит со стороны как некое сиюминутное спасение от неизбежного падения в безработицу, безнадегу и бессмысленность. Режиссёр оставляет в финале множество многоточий. Тем не менее, всем понятно, что лучше не будет. В замкнутом круге обыденности даже кровавый бунт даёт искупление лишь на время, а далее – приглашение на эшафот.
Обзор сериала “Аватар: Легенда об Аанге”
Рецензируя нетфликсовский сериал «Аватар: Легенда об Аанге», Глеб Тимофеев заключает, что пластмассовый мир победил, но спецэффекты были ничего
Премьера: “Юра дворник” Виталия Дудки
Сказка о брендовом человечке Юра дворник, 2023, Виталий Дудка Дмитрий Котов — о драмеди Виталия Дудки по мотивам реальной удивительной истории Сегодня ты подметаешь улицы, а завтра твое лицо на обложке модного журнала. Чисто [...]
Рецензия на “Бешенство” Дмитрия Дьяченко
Дмитрий Котов — о мультижанровом эксперименте Дмитрия Дьяченко