Война и мир (War & Peace), 2016, Том Харпер
Добрыня Никитич о мини-сериале Тома Харпера
Существует красивая легенда, которой потчуют всех школьников на первом уроке по Толстому: мол, на самом деле роман называется «Война и мiр», то есть война и люди, война и общество, а реформа языка эту метафору уничтожила. Насчет правдивости этой истории есть значительные сомнения, однако Том Харпер в паре со сценаристом Эндрю Дэвисом, похоже, экранизировали именно «мiр», ориентируясь в первую очередь на событийную наполненность людских судеб. Они напомнили, что монументальная эпопея Толстого – это, прежде всего, увлекательнейшая антология страстей человеческих, где каждый персонаж непохож на другого, где за каждым поступком скрывается своя подоплека, где, в конце концов, пути героев настолько тесно сплелись в нераспутываемый гордиев узел, что разрубить его может только война. Живой, пульсирующий ритм жизни светских Москвы и Петербурга не дает опомниться на протяжении всех шести совокупных часов. Сюжет выстроен ладно и стройно, без логических провалов и необъяснимых роялей в пышных событийных кустах. Безупречное музыкальное сопровождение, будь то мощные церковные хоралы или нежные клавишные, помогает Дэвису популярно объяснить кто, с кем и почему, подготавливая покоренных этой историей к знакомству с первоисточником (неслучайно после выхода сериала за одну лишь неделю было продано около трех с половиной тысяч экземпляров романа). Уже один этот факт популяризации классического произведения стоит всяческих похвал и одобрений; уже один этот факт способен настроить против экранизации BBC.
“Война и мир”, рецензия
Оставив предвзятость и определенные предрассудки, новая «Война и мир» представляется интересной, пусть и не столь всеобъемлющей, как первоисточник, историей, полной перипетий, неожиданных развязок и любви – настоящей или притворной, зрелой или очень детской; в конце концов, это еще один приятный повод перечитать роман и своими глазами увидеть небо Аустерлица.
Есть подозрение, что Харпер экранизировал краткий пересказ, где предпочтение отдается событийным аспектам, но никак не философским или историческим. Пресловутая дубина русского патриотизма, набившая оскомину любому десятикласснику, здесь – призрак в мундире, едва явивший себя перед камерой. Мистика масонства, роль народа в победе над Наполеоном остались где-то на самых задворках теле-версии, опуская роман с философских высот размышлений о природе вещей до, в общем-то, бытовой хроники нескольких семей на фоне исторической круговерти. Сосредоточившись на людях, британец забыл об их исключительной важности в космической мозаике, складываемой Толстым на протяжении четырех томов, что, естественно, тут же делает экранизацию мишенью для адептов удивительно популярной мысли о непередаваемости русской классики кино-языком иной национальности; сразу же припомнят брюнетку Элен и блондинку Наташу, животного Анатоля и, батюшки святы, инцестуальные намеки в адрес его отношений с сестрой. Фокус заключается в том, что, зациклившись исключительно на недостатках, которые действительно имеют место, можно упустить шанс насладиться изумительным графом Безуховым в исполнении Пола Дано, восхитительной княжной Марьей (Джесси Баксли) и обаятельнейшим Колей Ростовым (Джек Лауден), отказать себе в удовольствии с неподдельным интересом следить за скандалами и интригами в благородных семействах. Оставив предвзятость и определенные предрассудки, новая «Война и мир» представляется интересной, пусть и не столь всеобъемлющей, как первоисточник, историей, полной перипетий, неожиданных развязок и любви – настоящей или притворной, зрелой или очень детской; в конце концов, это еще один приятный повод перечитать роман и своими глазами увидеть небо Аустерлица.