Лучшие фильмы 2019 года по версии Андрея Волкова: от “Атлантики” Мати Диоп до новой картины Терренса Малика
6. «Туннель : Опасно для жизни», реж. Пол Ойе
Норвежский постановщик Пол Ойе всю жизнь снимал атмосферные триллеры, полные саспенса и загадок (дилогия «Тёмный лес»), однако в прошлом году выступил в роли автора драматического фильма-катастрофы. Сюжет якобы основан на реальных событиях и своим развитием частично может напомнить старый американский телефильм Джона Ллевелина Мокси «Катастрофа на трассе №5» (1976).
Так как перед нами кино из Норвегии, то не стоит ждать очень динамичного действия и обилия спецэффектов. Зато фильм интересен концентрацией на взаимоотношениях героев. Постановщик в центр сюжета ставит семейную драму отца и дочери, которые переживают из-за смерти матери. Отец уверен, что нужно жить дальше, но дочь не желает принимать его новую подругу. Катастрофа в итоге лишь помогла разрешить драматический конфликт этого фильма. Рекомендуется к просмотру любителям неспешного действия, с красивой северной природой и хорошо прописанными героями.
5. «Атлантика», реж. Мати Диоп
Одно из открытий Каннского кинофестиваля 2019 года. Мати Диоп, уроженка Сенегала, дебютировала во Франции необычной фэнтезийной драмой, основанной на магическом реализме. Перед нами рассказанный в фантастических тонах классовый конфликт между богатыми и бедными. Рабочие-строители, погибшие в океане по пути в Европу, возвращаются в Сенегал ради того, чтобы их бывший работодатель отдал им их деньги. Параллельно один из них препятствует браку своей девушки с отпрыском богатой семьи. Ада вынуждена балансировать как бы между двух огней – своими чувствами к Сулейману и волей отца, который хочет удачно выдать дочь замуж и породниться с богатой семьёй.
Современное авторское кино нередко бывает малоинтересно широкому зрителю из-за слабого ритма повествования, но это не тот случай. События развиваются динамично, а фантазия автора поистине не знает границ. Кроме того, всегда приятно увидеть актуальную для всех стран социалистическую историю, чей пафос направлен в защиту маленького человека.
4. «Падение ангела», реж. Рик Роман Во
Неожиданно очень хороший триквел пафосной франшизы, повествующей о приключениях Майка Беннинга, агента секретной службы. Постановщик при помощи опытного сценариста старой школы Роберта Марка Кэмена придумал убедительный сюжет, в котором прежде неуязвимому главному герою предстоит встретиться со своим прошлым, а также осознать, что он уже не так молод для полевой работы. Перестрелки и драки соседствуют с драматическими сценами, а среди актёров стоит выделить Моргана Фримана в роли нового президента, а также Ника Нолти и Дэнни Хьюстона.
3. «Девятая», реж. Николай Хомерики
Один из немногих удачных примеров российского страшного кино, снятый бывшим артхаусным режиссёром Николаем Хомерики. Ничего оригинального постановщик не преподносит, но зато грамотно оперирует штампами заграничных ужастиков. Российский хоррор пока лишён национального колорита, но уже способен хотя бы в техническом плане соревноваться с кино «большого брата».
2. «Два Папы», реж. Фернанду Мейреллиш
Учитывая, что ныне кресло Папы занимает выходец из Латинской Америки Франциск, нет ничего удивительного, что бразильский режиссёр Фернанду Мейреллиш решил снять фильм о нём, а заодно и о бывшем Папе Бенедикте XVI, с которым Франциск ведёт продолжительные беседы.
Собственно, это начисто лишённый действия, построенный исключительно на остроумных диалогах и хорошей игре прекрасных актёров Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса фильм, который изображает католическую церковь с непарадной стороны, а влиятельных сановников представляет обычными людьми. У нас бы такое кино сочли бы хулой на духа святаго, что лишь подтверждает, как далеко нам до цивилизованного мира, который давно не смотрит на облечённых властью людей как на живых богов.
1. «Тайная жизнь», реж. Терренс Малик
Один из выдающихся фильмов ушедшего года и, может быть, всего десятилетия. Терренс Малик по своему обыкновению снимает медитативное кино, которое меньше всего хотелось бы называть биографией Франца Эгерштеттера, католического святого, которого нацисты казнили за отказ сотрудничать с ними. Скорее это философская притча о моральном долге и проблеме выбора, который стоит перед каждым человеком. Франц мог бы конформистски принять реальность, но происходящее расходилось с его христианскими идеалами. Франц, подобно Христу, своей смертью засвидетельствовал верность своих принципов – что можно отказаться сотрудничать со злом невзирая на силу и власть в их руках. Ведь есть что-то выше земного бытия. Зло конечно, а добро бессмертно. Подвиг простого фермера Франца многих людей заставил поверить в это и, значит, сделал их чуть ближе к богу.