Кто к нам с мячом придет…

Дикие предки (Early Man), 2018

Дмитрий Котов — о новом полнометражном мультфильме студии Aardman

Студия Aardman, существующая уже более 40 лет, в последние годы стала не просто узнаваемым брендом, но и визитной карточкой британской анимации. Пучеглазые пластилиновые рожицы, вылепленные в характерном губасто-зубастом стиле, уже запомнились зрителю по птичкам «Побега из курятника», антропоморфным крысам из «Смывайся», находчивому барашку Шону, выразительной парочке Уоллесу и Громиту… Ник Парк, работающий в Aardman с 1985 года, трудился над многими успешными мультиками и принял самое непосредственное участие в создании ряда полюбившихся персонажей. Однако «Дикие предки» стали для него дебютным проектом в качестве режиссера-постановщика полнометражного фильма.

Даг, озвученный Эдди Редмэйном, — смелый и деятельный молодой человек, живущий в доисторические времена. Его лучший друг — кабан Свинтус, а повседневная тусовка — горстка незатейливых и недалеких, но очень обаятельных балбесов, один из которых настолько специфичен, что беседует с камнем, которого почтительно называет Мистер Валун. Дагу надоедает охотиться на кроликов, которые порой оказываются ловчее и находчивее соплеменников: мороки много — еды мало. Амбиции подталкивают парнишку выдвинуть предложение о переходе на более крупную добычу и попробовать себя в охоте на мамонта. Однако умудренный опытом вождь Бобнар, понимая сомнительность затеи, с инициативой не согласен. Впрочем, нерешительность тут же сменяется отчаяньем — внезапное вторжение грозных захватчиков в сверкающих и звонких доспехах приносит проблемы посерьезнее. Лорд Гнус и его войско попросту выгоняют племя Бобнара из обжитой благодатной долины в гиблые земли пустошей. Формулировка примерно следующая: «Бронза — это круто, а Каменный век — отстой». Даг же, по стечению обстоятельств, оказывается в тылу врага, и его взору открывается удивительный мир будущего — Бронзовый город…

Кадр из мультфильма «Дикие предки»

The Guardian провокационно отметила, что «”Дикие предки” переносят Брекзит в Бронзовый век». Конечно, настолько явной политической подоплеки в мультике нет, однако он и правда непрозрачно намекает на нерушимость конституционных прав британцев в целом и англичан в частности — на самоопределение и родную землю. Так что неслучайно оккупант Лорд Гнус говорит с вычурным французским акцентом, напоминая о стародавних военных спорах, пускай и озвучен он был в дурашливой манере настоящим английским джентльменом Томом Хиддлстоном. Однако главным оружием противоборствующих сторон в фильме становятся не копья и дубины, а кожаный мяч.

Очутившись на «священном грунте» стадиона и не испугавшись мастерства виртуозной команды «Реал Бронзио», главный герой бросает вызов Гнусу, который по совместительству является еще и главным менеджером местного ФК. Даг готов в кратчайший срок обучиться искусству «ногомяча» и обучить ему своих диких и неуклюжих соплеменников, чтобы сыграть судьбоносный матч, на кону которого — вся долина. К чему приведет авантюра, и какую роль в ней сыграет продавщица бронзовых сковородок, вынужденная скрывать недюжинные таланты? Восторжествует ли погребенная под пылью эпох историческая справедливость?..

Ник Парк утверждает: «Я всегда поддерживал свою местную команду из солидарности, но на этом всё… На самом деле фильм совсем не о футболе. Он о племени с правильным боевым духом». Режиссер, конечно, слегка лукавит, умаляя значение «спорта номер один» для своего мультфильма, ибо он все-таки и о футболе. О любви к нему, о важности принципов фейр-плей, об уважении к сопернику и, чего скрывать, о перманентной досаде английских болельщиков из-за отсутствия у сборной родоначальников футбола крупных трофеев с 1966 года. Поэтому цвета новоиспеченной команды дикарей узнаваемы и понятны — красные футболки и белые трусы. А вот их соперник — конечно, образ собирательный. Играющая под руководством француза, команда имеет традиционно испанское название, клубные цвета и белокурый капитан Йорген ассоциируются со сборной Швеции, а кое-кто из футболистов смутно похож на бразильца Рональдиньо.

Помимо разнообразных ситуационных гэгов и визуальных хохм про черты современности в Бронзовом веке, мультфильм может похвастать и тематическими приколами. Один из продюсеров «Диких предков» Питер Лорд, например, говорит, что здесь «есть даже шутки для людей, которые разбираются в археологии». Немало и конкретно футбольных: про симуляцию, про предвзятое судейство, про видеоповторы, про специфику работы комментаторов… Прообразами последних стали Джон Мотсон и Алан Хансен. Голос Мотсона, к слову, хорошо известен каждому, кто когда-либо имел обыкновение проводить вечера за игрой в FIFA.

Что касается технической стороны вопроса, то статистика проекта впечатляет. На протяжении восьми лет над ним трудилась команда из полутора сотен человек, при съемках использовались 273 куклы, для которых вручную были изготовлены 3000 сменных ртов. Художественная группа Aardman построила гигантские по размаху декорации Бронзового города с эксклюзивными домами и колоссальным стадионом, а лес собрали из 60 деревьев, работа над каждым из которых длилась около недели. Компьютерная графика в фильме тоже присутствует, в том числе для создания толп зрителей, однако бережное и кропотливое отношение сотрудников студии к традиционной кукольной анимации неоспоримо.

Это не самый мощный, уморительный и впечатляющий мультик студии Aardman, но в легкости, позитиве и душевной доброте ему не откажешь. Ключевые понятия фильма — ценность дружбы, командный дух и сила воли. Он осуждает алчность, подлость, трусость, высокомерие и эгоизм

Вдохнуть жизнь в куклу — процесс чуть более интимный и сакральный, чем оживление даже самой совершенной компьютерной 3D-модели. Тем более речь идет о пластилине, который сохраняет отпечаток приложенной к нему руки художника в прямом смысле слова. Через лепку аниматор передает кукле частичку себя, своей индивидуальности. Поэтому мультфильмы Aardman всегда как минимум интересны своими персонажами. Среди них часто присутствует такой, который выражает эмоции без слов, одной лишь мимикой. Это и Барашек Шон, и, разумеется, обладатель вдумчивого и многозначительного взгляда пёс Громит. По признаю Парка, в Свинтусе «есть что-то от Громита, но он в большей степени домашний питомец». И правда, кабанчик получился забавным, смышленым и колоритным, но все же не настолько самодостаточным, тонким и обезоруживающе очаровательным, как Громит.

В комедийно-спортивно-развлекательную оболочку заложены актуальные для Европы вопросы толерантности и дискриминации. Потому дикари в оригинальной версии говорят на диалектах разных регионов Великобритании, в клубе «Реал Бронзио» играют футболисты с разными оттенками кожи, а хрупкая девушка в борьбе за равноправие оказывается проворнее толпы мужиков. Однако ключевые понятия фильма — ценность дружбы, командный дух и сила воли. Он осуждает алчность, подлость, трусость, высокомерие и эгоизм. Это не самый мощный, уморительный и впечатляющий мультик студии Aardman, но в легкости, позитиве и душевной доброте ему не откажешь.