Нимфоманка: Часть 2 (Nymphomaniac: Volume II), 2013, Ларс Фон Триер, заметка

Стас Селицкий о работе с чернухой не по правилам и бесполезности главной героини.

Нимфоманка Джо подводит итоги своей жизни в разговоре с приютившем ее другом Селигманом.

Вторая часть оказалась не столь безмятежна и забавна, как первая, оттеняемая юношеским максимализмом. Наблюдать за похождениями стареющей мадам все равно что смотреть «Твин Пикс» после раскрытия всех карт. Но главная претензия к «двойке» не в недостатке эмоциональной полифонии или отсутствии ударных аккордов, говоря языком самого Триера, а в том, что режиссер «проглатывает» взрослую жизнь и накручивает стрелки времени покруче дешевого алкоголя. Остается только гадать, почему — вырезаны ли важные составляющие, то ли датского бунтарского запала хватило только начать, но не кончить, а, может, Триер не слишком знает тему, но хорошо, что в этот раз обошлось без сравнений с рыбалкой. В этом смысле у первой половины «Нимфоманки» очень верное, подобное страсти, отношение к молодости, но все генеральные чувства просыпаются и контролируются уже к старости, иначе, зачем вообще продолжать жить? Героиня бесполезна, не из-за отсутствия морали, а по причине нехватки аутентичности — если промотать все 4 часа разом, то «Нимфоманка» вызовет скорее фэйспалм, чем какие-то подлинные чувства по аналогии с их недостатком у Джо. С другой стороны круто, что Триер работает с чернухой не по правилам — женщина ни физиологически, ни душевно не становятся чувственнее с течением жизни, а мужик по его версии и вовсе не может заказать себе проститутку. В этом всем, правда, есть своя справедливость, старение – еще более закономерная и естественная вещь, чем сексуальность, что доказывает старичок со скудной веточкой мимозы на 8 марта. Тру стори!

AlteraPars: рецензия Антона Фомочкина

Стас Селицкий