Классовый конфликт
Атлантика (Atlantique), 2019, Мати Диоп
Андрей Волков рецензирует драму Мати Диоп
Журнал “Афиша Daily” назвал полнометражный дебют Мати Диоп “Атлантика” “важнейшим кино из Сенегала за последние 50 лет”. Это забавно – вряд ли читатели этого журнала вообще слышали о сенегальских фильмах. Они есть, но страна настолько бедна, что выходцы из неё вынуждены снимать свои фильмы в эмиграции, в частности во Франции, где и вышла “Атлантика”, снятая француженкой сенегальского происхождения.
Самым известным сенегальским постановщиком так и остался Усман Сембен (1923 – 2007). Именно его короткометражка “Человек с тележкой” (1963) стала первым сенегальским фильмом, приобрётшим международную известность. В течение жизни Сембен получил множество кинематографических наград, включая премию Жана Виго и “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля за свой последний фильм “Убежище” (2004).
Усман Сембен был коммунистом и в течение всей жизни отстаивал социалистические идеалы, поэтому его фильмы показывали и активно награждали на ММКФ. Сложно сказать, в какой степени его творчество повлияло на Мати Дион, однако её работа “Атлантика” может напомнить фильмы этого единственного классика сенегальского кино.
Мати Дион хоть и родилась во Франции, но для неё культура её народа очень важна. Эту тему она затрагивает во многих интервью, а к “Атлантике” готовилась долгие годы, хоть и сняла за 7 недель. Кроме того, известный сенегальский режиссёр и её дядя, Джибрил Диоп-Мамбети, который также номинировался на “Золотую Пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля в 1992 году (“Гиены”) и тоже не получил. Он умер во Франции, когда Мати было 15 лет.
Мати Диоп с такими генами просто обязана была стать режиссёром, хотя сама она в это не верила и долгое время была актрисой. Но вот в прошлом году набралась смелости и выпустила при помощи французских и бельгийских кинокомпаний свой первый фильм «Атлантика». Частично он может напомнить фильм её дяди «Туки-буки» (1973), герои которого также хотели уехать из Дакара. Хотя в случае «Атлантики» отъезд героев вынужденный, так как на стройке им не платят зарплату. У одного из них в Дакаре осталась возлюбленная, которая должна выйти замуж за богача Омара. Преодолеть Атлантический океан непросто – многие пытались, но погибли в его волнах. Вот и у Сулеймана, возлюбленного Ады, не вышло. Он и остальные рабочие-строители погибли, но вернулись в виде духов, так как на суше у них остались неоконченные дела.
Кадр из фильма “Атлантика”
Странно, что никто из наших критиков не попытался осмыслить историю в русле магического реализма, пусть он и не очень свойственен африканской культуре, однако трактовать вернувшихся духов как зомби, значит стремиться к упрощению. Скорее Мати Диоп вставляет в реалистическую картину жизни простых сенегальцев элементы древних домусульманских верований. Появление духов совершенно не объясняется – да они и не кажутся чем-то инородным в среде весьма небогатых людей, многие из которых вынуждены продавать свой труд (или себя, как Ада), чтобы чего-то добиться в жизни.
Богачи привыкли брать от жизни всё, включая и Омара, ведь Ада – самая красивая девушка в округе. Так и владелец небоскрёба отказывался платить рабочим – он знал, что найдет новых, которые будут горбатиться ради призрачной надежды. Но у рабочих с застройщиком возник классовый конфликт, который не даёт им спокойно кормить рыб на дне океана. Несправедливость социального устройства вопиёт от земли и заставляет требовать после смерти символической справедливости.
«Атлантика» – одновременно и магический, и реалистический, и романтический фильм, ведь любовь Ады и Сулеймана никто не отменял. Для этого чувства не существует преград в виде отсутствия плоти – всегда можно вселиться в другого человека, даже в детектива, который расследует, кто поджог кровать Омара (!). Детективная интрига вносит элемент занимательности в социальную историю, а постановщик также склонен к юмору, ведь духи угрожают, что сожгут небоскрёб (!), если им не выплатят их деньги.
Фильм Мати Диоп вполне вписывается в русло социалистических, реалистических драм и притч, которые снимали те немногие сенегальские режиссёры, которые сумели дорваться до кинематографа. Но в тоже время коммунистическая борьба рабочих за свои права скрещена с популярным в Европе магическим реализмом, распространившимся по свету в связи с международным признанием писателей из Латинской Америки. Небоскрёб выглядит футуристично, словно инопланетное сооружение посреди бедных лачуг Сенегала. Но его архитектура никого не удивляет, ведь работа на стройке приносит деньги.
Фильм Мати Диоп вполне вписывается в русло социалистических, реалистических драм и притч, которые снимали те немногие сенегальские режиссёры, которые сумели дорваться до кинематографа. В тоже время коммунистическая борьба рабочих за свои права скрещена с популярным в Европе магическим реализмом
Сенегал – светская страна, оттого мусульманские обычаи соседствуют с европейскими ценностями. Молодёжь не отличается верностью и особой моралью и стремится брать от жизни всё, ведь так их учат богачи, погрязшие в разврате. Поэтому своеобразная месть призраков одному из них – это и восстание трудящихся против поработителей-капиталистов, и возмездие судьбы за нарушение кармы.
Что же касается трактовки некоторых критиков истории с позиций феминизма, но стоит сказать, что режиссёр всё-таки далёк от обличения маскулинного мира. Ада и не претендует быть борцом, прекрасно зная, как устроена жизнь в Дакаре. Любя Сулеймана, она не решается порвать с Омаром, так как понимает, что в этом случае станет изгоем. А Сулейман, не родившись в богатой семье, нигде не может заработать столько денег, чтобы в глазах её отца стать перспективным женихом.
Несмотря на серьёзность основной темы – социальное неравенство – «Атлантика» получилась по-молодому задорной, с оригинальной интерпретацией вечной темы богатых и бедных, позволяя воспринимать поведанное и как притчу о взаимоотношениях обеспеченной Европы и стран «третьего мира», о кинематографе которых мы и не знаем ничего, пока кто-нибудь из выходцев оттуда не добьётся успеха заграницей.