Будущее страны
Бунтовщики в пустыне (Rising Storm), 1989, Фрэнсис Шеффер
Андрей Волков – о постапокалиптическом боевике Фрэнсиса Шеффера
В американском кино 1980-начала 1990-х гг. постапокалиптические боевики были нередким явлением. Во многом это связано с большим успехом франшизы Джорджа Миллера «Безумный Макс». Фильмов уровня «Безумного Макса» в США сняли очень немного, однако интересные середнячки выходили регулярно. Вот и «Бунтовщики в пустыне» стоит к ним причислить, хотя личность постановщика Фрэнсиса Шеффера не менее интересна, чем биография австралийского мастера.
Отец Фрэнсиса Шеффера был одним из крупнейших американских теологов и христианских философов. Он сам также разделял консервативные взгляды своего отца и был известным протестантским активистом. Однако с течением лет он разочаровался в пресвитарианском движении и перешёл в православие. Фрэнсис Шеффер-младший хорошо относится к России и в вопросе грузинского конфликта занимал пророссийскую позицию. В связи с этим его статью даже перевели на русский язык, а единая вера делала его братом нашим во Христе и почётным участником политических шоу, вот только на момент 2008 года они не были так популярны, как сейчас.
Чтобы его не путали с отцом, Шеффер-младший называет себя Фрэнком. Ныне он пишет книги, снимает документальные фильмы о религии, руководит православным издательством. Во время своей самой активной протестантской работы по запрещению абортов и гомосексуальных браков, Фрэнк Шеффер снимал такие фильмы – два постапокалиптических боевика и один хоррор о демоне. «Бунтовщики в пустыне» были сняты в 1989 году, когда режиссёр, очевидно, разочаровался в консервативном христианстве, поскольку в 1990 году он принял православное крещение в Греческой церкви. Но это не уменьшает удивление потенциального зрителя, который, зная все эти факты, станет смотреть фильм, действие в котором происходит в теократическом государстве.
Кадр из фильма “Бунтовщики в пустыне”
К 2099 году США превратились в отсталую страну, которой управляет Джимми Джо II, пастор-фундаменталист, который переписал всю историю мира и насадил свои религиозные порядки. Все богатства в руках кучки избранных, а простой народ их обслуживает. По телевидению транслируются его проповеди, где он, восседая в Овальном кабинете с собачкой, учит народ смирению и прочим христианским максимам. Улицы патрулирует полиция, которая особенно преследует бунтовщиков. У них тоже был лидер, который обучал людей свободе, сексу и рок-н-роллу (!), а потому приближённые проповедника хотят уничтожить все следы его существования.
Фильм Фрэнка Шеффера вряд ли можно классифицировать как антихристианский, поскольку в личной жизни режиссёр никогда не отказывался от веры. Но он же показал уродливую симфонию государства и религии, что ни к чему иному, кроме религиозной диктатуры, такое сожительство не приведёт. Главные герои помимо своей воли оказались втянуты в конфликт бунтовщиков и правительства, поскольку пришли в повстанческое движение благодаря двум сёстрам, которые им понравились.
Режиссёр снял фильм не в не совсем серьёзной манере. Главным образом юмор будет исходить от только что вышедшего из тюрьмы старшего брата, Джо Гейджа, которому всё не нравится в изменившемся за время его отсидки мире. Кроме этого, Джо одержим женщинами, оттого быстро наживает себе неприятности, схватив за попу богатую девицу, которой она так соблазнительно крутила.
На примере двух главных героев постановщик показывает, что и обычные люди могут стать бунтовщиками, ибо невозможно вечно терпеть несправедливость, когда 10% населения страны живут как короли, а оставшиеся 90% влачат жалкое существование, работая от зарплаты до зарплаты. В утрированном виде картина Фрэнка Шеффера изображает классовое противоречие между богатыми и бедными и уродливую карикатуру на капиталистический строй, где меньшинство пользуется всеми благами по праву близости к источнику власти – проповеднику-фанатику Джимми Джо II, который хочет при этом казаться благодетелем нации и свои приказы подкрепляет цитатами из Библии. Также режиссёр показывает и во что может превратиться вера без дел добра, о чём предупреждал и апостол Иаков.
Между тем, Фрэнк Шеффер напоминает, что не только вожди, но и сам народ виноват во власти иродов над ним. Ведь он сам своей покорностью делегирует им полномочия делать всё, что вздумается. Режиссёр, выросший в свободолюбивой стране, не понимал, как можно не участвовать в политической жизни и не думать о том, что будет в стране завтра. Покорность властям может привести к диктатуре, когда у человека полностью отнята свобода, а его жизнь регламентирована сумасшедшим проповедником и его приближёнными.
Фильм Фрэнка Шеффера вряд ли можно классифицировать как антихристианский, поскольку в личной жизни режиссёр никогда не отказывался от веры. Но он же показал уродливую симфонию государства и религии, что ни к чему иному, кроме религиозной диктатуры, такое сожительство не приведёт
Тема личности, бросившей вызов государству, чуть ли не центральная во всём американском кино второй половины XX века. Даже консерваторы-христиане, такие как Фрэнк Шеффер, понимают важность свободы для человека, раз из-под их пера выходят фильмы, призывающие к сопротивлению диктатуре, в какие бы формы она ни рядилась.
Режиссёр позвал немало известных актёров 1980-х гг., которые удачно разыграли не слишком сложную историю о сопротивлении властям под вывеской малобюджетного постапокалиптического боевика. Зак Галлиган и Уэйн Кроуфорд удачно смотрятся в ролях двух братьев, представителей простого народа. Их забавные перепалки по части отношения к действительности вносят необходимую лёгкость в жестокий боевик, где злодеи запросто пытают и убивают всех, кто только подумает о неповиновении. Колоритный английский актёр Джон Рис-Дэвис убедителен в роли Донвальдо, садиста, который преследует кучку бунтовщиков, включая и главных героев. Ну и нельзя не упомянуть Джун Чедвик в роли одной из сестёр, украсившую своим появлением множество качественных фантастических малобюджеток 1980-х гг.
Фильм Фрэнсиса Шеффера-младшего отнюдь не шедевр, а скорее крепкий середнячок, главными плюсами которого являются удачно выстроенное действие и сам сюжет о теократическом государстве, который легко проецируется на современную Россию, где точно также власть прочно срослась с церковью, а должность главы исполнительной власти неожиданно приобретает сакральный смысл. Мы едва ли доживём до 2099 года, так хоть на экране посмотрим фантазию авторов о далёких временах. Ведь иногда сюжеты фантастических лент воплощаются в жизнь с пугающей точностью, тем более предпосылки к этому видны уже сейчас.