Если вам захотелось отдохнуть от пафосных блокбастеров, экшена и кинокомиксов, отвлечься от высокобюджетного Голливуда и посмотреть нечто камерное и гуманное — вы зашли по адресу. Нашей подборкой мы постараемся убедить вас в том, что шведское кино — это не только Бергман, «Девушка с татуировкой дракона» и остросоциальные ЛГБТ-картины. В северной стране лосей, троллей и Карлсона, несмотря на холодный климат, было снято немало теплых и уютных фильмов о любви, дружбе и взаимовыручке. Порой скромных и малозаметных, но вполне способных растопить оледеневшее сердце циничного зрителя.
Чтобы вам было интереснее, мы дополнили материал ламповыми рисунками автора о том, какой бывает шведская доброта.
Когда Билл Скарсгард еще не носил клоунский грим и не пугал детишек красным воздушным шариком, Андреас Ёманн снял легкую, забавную, но очень нужную в освещении затронутой медицинской проблемы комедию о парне с синдромом Аспергера. Жизнь 18-летнего Симона превращается в хаос, когда его брата Сэма бросает девушка. Симон, для которого методично повторяющиеся бытовые ритуалы и бессменный распорядок дня составляют основу благополучного существования, пытается вернуть себе спокойствие и задается целью найти брату новую пассию. Несмотря на то, что главный герой прячется от окружающего мира в бочке и пребывает в эмоциональном вакууме, кинолента Ёманна — игриво жизнерадостна, заразительно оптимистична и по-хорошему безбашенна.
1958 год. Лето. Шведское захолустье. Подбирающиеся к пубертату Анника и Мортен приезжают пожить в деревню к своему временному опекуну господину Юханссону — местному гробовщику. Учитывая профессию и безрадостный уклад жизни, этот усатый мужчина кажется детям угрюмым, ворчливым и излишне строгим. Но вскоре они понимают, что виной всему — одиночество и отсутствие в его доме любимого человека, родственной души. Сорванцы пытаются помочь Юханссону, попутно проникаясь симпатией и друг к другу. Кино Ульфа Мальмроса отличается здоровой поддержкой семейных ценностей с пряной пропиткой из специфического шведского юмора.
Кино Кая Поллака — светлое, мелодичное и, как бы мы сейчас сказали, несколько дауншифтерское. Известный дирижер Даниэль, сыгранный неотразимым Микаэлем Нюквистом, возвращается из большого города в родную деревушку, где его просят послушать тамошний церковный хор и дать пару советов… Но, видя творческий потенциал, талант и искренность людей, остановиться на малом Даниэль не может, берет подопечных под крыло и начинает репетиции. Войдя в русло размеренной провинциальной жизни, он находит друзей, недоброжелателей и, конечно же, любовь. Легкий, воздушный фильм с ненавязчивой христианской моралью, сдобренный прекрасной музыкой, в том числе «Песней Габриэллы» — проникновенным манифестом силы воли и жизнелюбия в исполнении сладкоголосой Хелен Хьёхольм — одной из лучших вокалисток Швеции.
«Вторая жизнь Уве» Ханнеса Хольма — самый известный фильм в нашей подборке, экранизация бестселлера Фредрика Бакмана, отмеченная двумя номинациями на «Оскар», — повествует о жизни ворчливого деда из пригорода, достающего соседей своими въедливыми придирками, занудством и буквоедством. Однако, по мере раскрытия персонажа, мы понимаем, какими трудностями и лишениями была наполнена жизнь этого человека, что сделало его душу черствой и циничной, а мысли — навязчиво негативными. Герой, кажется, и сам не подозревает, сколько в его сердце живет доброты и отзывчивости…
«Элина» — экранизация романа «Будто меня и не было» писательницы Черстин Юханссон из Бакке — была снята финном Клаусом Хярё и получила двух «Медведей» Берлинале в 2003 году. Лента, действие которой происходит в 1950 году, рассказывает о жизни маленькой финской девочки в деревеньке на севере Швеции. Подвергаясь нападкам учительницы фрёкен Хольм, убедительно сыгранной уже не молодой Биби Андерссон, Элина скитается по болотам, убегая от реальности и находя утешение в разговорах со своим умершим от туберкулеза отцом. Обостренное чувство справедливости и несгибаемый внутренний стержень помогают малышке дать отпор придирчивому педагогу, насильно заставляющему учеников-финнов говорить по-шведски. Непростая тема отношений между соседними народами близка творчеству Клауса Хярё. Его незаслуженно малоизвестные фильмы полны человеколюбия, светлой грусти, житейской мудрости и воодушевляющего оптимизма, непременно пробивающего себе путь сквозь горести и тяготы бытия. Поэтому, если вам понравилась «Элина», обратите внимание и на другие, столь же трогательные работы режиссера: «Моя лучшая мама», «Новый человек», «Письма отцу Якобу».
Старики — люди одинокие не только в России. Несмотря на то, что дом престарелых в Стокгольме выглядит, как огромный сказочный замок, шведским дедушкам тоже бывает грустно. Семилетние герои фильма Румле Хаммериха решают исправить эту ситуацию и переживают множество приключений, получив бесценный жизненный опыт и успев сделать своего великовозрастного друга чуть счастливее. Это трогательное семейное кино о сердечности и заботе — 55-минутная экранизация книги детского писателя Ульфа Старка, ранняя работа одного из режиссеров «Моста» и «Правительства».
«Парк развлечений» Монса Морлинда и Бьерна Стейна совсем не похож на снятые в стилистике скандинавского нуара сериалы «Мост» и «Полуночное солнце» — известные проекты, к которым они приложили руку в качестве сценаристов или режиссеров. Это легкое и романтичное кино о чувствах парня и девушки из двух конкурирующих семей, заправляющих луна-парками по разные стороны одного переулка на острове Юргорден в живописном уголке шведской столицы. Основанный на реальных событиях 1940-х и приукрашенный флером чисто киношной магии, «Парк развлечений» — не дорогая и не масштабная, но красивая и атмосферная история любви на фоне вечернего Стокгольма, цветочных букетов и россыпи огоньков, переливающихся крошечными искрами типично шведского юмора.
Надеемся, фильмы из этой подборки помогут вам скрасить вечер и сделать окружающую действительность чуточку доброжелательнее.
Lycka till!