Доктор Стрэндж (Doctor Strange), 2016, Скотт Дерриксон
Глеб Тимофеев рассказывает о кинокомиксе с Бенедиктом Камбербэтчем
Доктор, что?
Когда страданье я облёк в ученье
Не полысела ль ты во вред себе?
Доктор Стивен Стрэндж – блестящий нейрохирург, меломан, хозяин жизни и высокомерный засранец – попадает в аварию из-за пагубной привычки лазать в телефоне на высокой скорости, серьезно повреждает свои золотые руки и впадает в понятное уныние. Западная медицина бессильна – по совету бывшего товарища по несчастью Стивен едет в Катманду, за лечением и просветлением. Там его встречает орден таинственных магов и его лысая и загадочная настоятельница – Стрэнджа немного шокируют чудесами, немного воспитывают, но всё-таки оставляют есть, молиться и любить, разглядев недюжинный потенциал. Тем более, что талантливые люди на вес золота – недавно один из многообещающих адептов перешел на темную сторону силы и хочет впустить в мир абстрактное зло (из лучших, конечно, побуждений).
“Доктор Стрэндж”, рецензия
Четырнадцатый фильм марвелловской вселенной смотрится вопиюще необязательным, несмотря на все свое наркотическое обаяние: это уже минимум третий герой с сюжетной историей Железного Человека. Хороших артистов засасывает, как в черную дыру, и они потихоньку превращаются в современного собирательного Джонни Деппа: вслед за Дауни-мл. и Скарлетт Йоханссон кинокомиксы поглощают Мадса Миккельсена, Бенедикта Камбербэтча и Чиветеля Эджиофора (произнесите их имена подряд и есть шанс вызвать этого самого Дормамму из темных измерений). Шерлок Холмс изображает доктора Хауса, в свою очередь изображавшего Шерлока Холмса – это уже немного за гранью, и это только один пример – а рефрен довольно частый, от фирменных планов уходящей камерой до пост-травматических переживаний. Немного цитирования «Матрицы», немного худших моментов из философии «Звездных войн» – про отношение, например, к смерти и концепцию do or do not, there is no try. Причем в подходе не видится оммажей: скорее впору, как в «Незнайке», воображать себе эдакий студийный режиссёрский трафарет, которым пользуются по очереди рабы и роботы. Жизни во всём этом, как в диснеевских римейках собственных классических мультфильмов, а в методах сплошной «ученик Чародея». Позитивные моменты чудовищно редки, и в них в любом случае видится расчет вместо вдохновения: ну, живой плащ живо напоминает коврик из «Аладдина», и в целом полезнее Торовского молота, ну, пароль от вай-фай на пергаменте, как мантра. Ну, астральные драки похожи на аналогичные в «Привидении», а трипы по иным измерениям вдохновляются Дали (а кто, черт возьми, не вдохновляется?). В итоге-то получается почти стыдное городское фентези, без души и идеи, где путь к духовным вершинам традиционно лежит через мордобой, а кульминация представляет собой помесь «Дня Сурка», «Ужасно медленного убийцы с крайне неэффективным оружием» и анекдота про компьютер, согласившийся на 3459283 попытке, что его пароль – «маоцзэдун».
Киновселенную Марвел все сложнее увязывать воедино: мстители бьют роботов, пришельцев и морды друг другу, тайные ордена – защищают нас от Ужасных Монстров За Пределами Времени и Пространства, стражи галактики – от всякой галактической гадости. Это еще «Людей Х» не подключили
Киновселенную Марвел все сложнее увязывать воедино: мстители бьют роботов, пришельцев и морды друг другу, тайные ордена – защищают нас от Ужасных Монстров За Пределами Времени и Пространства, стражи галактики – от всякой галактической гадости. Это еще «Людей Х» не подключили. Уровень «Тора» казался достаточным для увязывания мира сказочного с миром физическим, мира магов и мира маглов. В «Стрэндже» уже немного перебор – речи о смирении, пафосные околодзенские разговоры и все такое довольно паршиво сочетаются с порталами в окнах с переключателями рядом и Diablo-like артефактами, выглядит безвкусным мэшапом. Магия с гравитацией, зеркалами и зловещим вращением рук смотрится не магией с большой буквы М, а набором случайных нарушающих физику трюков, дипломным проектом мастера по спецэффектам, которого ждет долгая и счастливая карьера на студии. Все визионерское мастерство – привычные механические фокусы. Все это масштабное объединение не имеет и не может иметь достойного разрешения, ему неоткуда взяться. Групповая динамика в сольных фильмах хотя бы минимально играет на характерах второстепенных героев, в объединяющих всё распадается на микросюжеты, соединенные ходульными, мертворожденными связями. Противостояние Марвел и DC – битва чудищ Франкенштейна. Да, им занимаются профессионалы, но искусства в этом – как в укладывании плитки или поклейке обоев, ни на гран более.