Андрей Волков – об экологических хоррорах семидесятых
«Кровавый урод» (Blood Freak), 1972, Брэд Ф. Гринтер
Ещё до коммерческого успеха «Челюстей» (1975) американские режиссёры обращались в хоррорах к темам животных-убийц и экологическим проблемам. Во многом это связано с общей атмосферой этого десятилетия, где культ свободы хиппи сочетался с пацифизмом и политическим протестом. Одним из ранних малоизвестных образчиков этого направления как раз и является трэш «Кровавый урод», созданный весьма примечательными людьми.
Брэд Ф. Гринтер (1922 – 1993) останется в истории кино хотя бы как человек, в дебютном фильме которого завершила свою карьеру звезда Голливуда 1940-х гг. Вероника Лэйк. Он был активен в течение нескольких лет, поставляя, как и многие другие «теневые» постановщики, продукцию для drive-in и грайндхаусов. Дебютный фильм Гринтера «Пир плоти» (1967) был настолько плох, что пролежал 3 года в закромах, пока не вышла в свет биография Вероники Лэйк, на волне успеха которой его и показали в кинотеатрах.
Если судить по его ранним фильмам, то можно предположить, что Брэд Гринтер случайная фигура в мире кино, энтузиаст, который решил попробовать свои силы в кинематографе. Его ранние работы «Пир плоти» и «Дьявольский наездник» (1970) – откровенная любительщина, которую сложно смотреть даже снисходительно относящемуся к трэшу зрителю. Но только правда в том, что Гринтер преподавал в киношколе, что позволяло ему использовать оборудование колледжа, а также приглашать студентов в свои опусы. Ещё Брэд был активистом нудистского движения, о чём он снимет два фильма во второй половине 1970-х гг. Также Гринтер был истово верующий христианин. Противоречие? Отнюдь. В 1970-е случалось ещё и не такое.
Его сорежиссёр Стив Хоукс и вовсе снимался в роли Тарзана в Испании, после чего приехал в США и попал в проект «Кровавый урод», где стал сорежиссёром, сосценаристом, сопродюсером и исполнителем главной роли. Стив Хоукс умер совсем недавно, успев поделиться воспоминаниями о съёмках, которые у него оставили тягостное впечатление. Дело в том, что Брэд Ф. Гринтер, только не смейтесь, в самый расцвет движения хиппи и культа свободной любви, решил снять увещевание молодёжи о вреде наркотиков и развратного поведения. Для этой цели постановщик периодически появляется в кадре с сигаретой (!), где читает по бумажке пространные тексты о необходимости веры в бога и предупреждает молодёжь – никакого секаса и дури.
Другая часть пропаганды связана с экологической тематикой. Режиссёр был очень озабочен вкусной и здоровой пищей, оттого решил снять обличение корпорациям, которые пичкают зверушек химией, дабы они быстрее росли. Для этой цели он ввёл в сюжет ферму, куда пошёл работать ветеран Вьетнамской войны, истово верующий христианин, который, тем не менее, выбрал себе в девушки девицу лёгкого поведения, которая не расстаётся с дурью (!). На этой ферме два химика ставят над индейками опыты, а ему предлагают есть индеек, дабы проверить, как напичканное химией мясо воздействует на человека. Взамен ему обещают деньги и наркотики (!)
В сценарии практически нет юмора, а, зная Брэда Гринтера, тем более можно увериться, что он снимал всё совершенно серьёзно, вот только получился у него ненадуманный трэш, который вызовет у здравого человека лишь приступ смеха. Гринтер также был последователем Хершелла Гордона Льюиса, оттого стремился повторить его успех в сфере кровавого хоррора. Режиссёр так любил уже отошедшего в то время от кинематографа Хершелла, что даже назвал главного героя в его честь, который, наевшись напичканной химией индейки, мутировал. Ну, как мутировал – у него выросла голова индейки, которую изображала пушистая маска. Хершелл благодаря своей подруге также пристрастился к наркотикам, оттого поглощал их в невиданных количествах. А Гринтер за кадром всё повторял – смотрите, что бывает, когда принимаешь наркотики и ешь отравленную химией индейку (!)
Если говорить объективно, «Кровавый урод» не так ужасен с кинематографической точки зрения, как предыдущие фильмы Брэда. Он хотя бы лихо смонтирован, так что смотреть совсем нескучно, а зашкаливающее количество сценарного бреда превращает фильм в непредумышленную пародию. Практически все актёры – друзья и студенты режиссёра, поэтому говорить об актёрской игре не имеет смысла.
Стив Хоукс, например, ходит весь фильм с одним выражением лица, которому его обучили в Испании, когда он снимался в дилогии про Тарзана. Дана Калливен, сыгравшая его девушку Энн, актёрским талантом также не блещет, из-за чего её драматический монолог о том, как же они будут растить детей, если у мужа голова индейки, ничего кроме смеха не вызывает. Правда, Брэд уговорил её показать своё обнажённое загорелое тело, так что не будем к ней слишком строги. В одной из ролей появился и сын режиссёра Рэнди, который позднее стал оператором. Сестру Энн играет Хезер Гринтер, надо полагать, дочь постановщика, которая произносит высокопарные монологи о теле как храме души и старается отучить сестру от наркотиков и приучить ходить в церковь.
Третий фильм Брэда Гринтера – наглядный пример того, как топорная, неумелая популяризация хороших идей превращается в китч и пародию на саму себя. Едва ли кто-то задумается о проблемах экологии или прекратит принимать наркотики, ознакомившись с этим творением. Скорее скажет – «блин, забойную дурь курил режиссёр – я такую же хочу».
«Гигантские клешни» (Island Claws), 1980, Эрнан Карденас
В отличие от «Кровавого урода», «Гигантские клешни» явились прямым следствием успеха таких морских хорроров, как «Челюсти» и «Пираньи» (1978). Авторы фильма замахнулись на достаточно сложную задачу – сделать убийцами крабов. Нельзя сказать, что безвестный режиссёр Ернан Карденас с ней блестяще справился, но у него, во всяком случае, получилось гораздо более профессиональное кино, чем у Брэда Ф. Гринтера и Стива Хоукса. Большого следа в истории его единственная работа не оставила, однако едва ли поклонник ужасов, наткнувшись на неё, испытает полное разочарование. Бюджет
у режиссёра был небольшой, что отчётливо видно в довольно малом количестве сцен с участием гигантского краба. Он живёт на острове и управляет маленькими крабами, которые как раз и атакуют людей.
Эта идея довольно сомнительна, что понимал и сам постановщик, поэтому резко сократил сцены нападений крабов, дабы зритель не счёл происходящее абсурдом. Но, во всяком случае, сюжет «Гигантских клешней» гораздо лучше продуман, особенно в части взаимоотношений персонажей, чем сценарий «Кровавого урода». Уж бездарным трэшем этот фильм точно никто не сочтёт, хоть к лучшим образцам фильмов о животных-убийцах «Гигантские клешни» также не принадлежат.
По части выражения экологического подтекста постановщик гораздо лучше преуспел, нежели профессор Гринтер. Его протест против загрязнения окружающей среды выражен ненавязчиво, так что действительно впору задуматься, какую цену может заплатить человечество, если в погоне за прибылью не перестанет игнорировать экологическую безопасность.
Конечно, фильм Эрнана Карденаса объективно не является заметной работой. Это скорее рядовой представитель кинематографа категории B, который будет интересен только тем зрителям, которые способны отнестись с пониманием к малому количеству действия в 2/3 фильма и затянутости ряда сцен. Гигантский краб сделан качественно для низкобюджетного кино, но по неизвестным причинам режиссёр показывает его только в последние 15 минут, где будет продолжительная и довольно захватывающая сцена сражения с этим мутантом.
На главные роли постановщик пригласил хороших, преимущественно телевизионных, актёров в лице Роберта Лэнсинга, Ниты Тэлбот, Барри Ньюмана и Джона Фьюри, который в следующем году сыграет более заметную роль в сиквеле «Пятницы 13». В целом перед нами довольно профессиональная постановка, отличающаяся от трэша Гринтера как небо от земли. Не беда, что в ней нет ничего оригинального – зато зритель как минимум получит хорошо прописанных персонажей, удачно сыгранных телеактёрами. Экологический подтекст не выходит на первый план – скорее, зритель сам должен сделать выводы об ответственности людей за вторжение в природные законы.
К плюсам также стоит отнести и сельский колорит. Герои ловят рыбу и крабов, гуляют по пляжу и в лесу, проводят свободное время в баре, которым управляет персонаж Роберта Лэнсинга. Внутрикадровая музыка представляет собой кантри, которое играют сами герои. Режиссёр явно имел гораздо более реалистичное представление о сельских жителях США, нежели Брэд Ф. Гринтер, который представил карикатуры на них.
Эрнан Карденас, отметившись неплохим экологическим хоррором на исходе 1970-х гг., больше ничего не снял. Однако его фильм не забылся с течением лет. Даже у нас он транслировался по спутниковому ТВ, получив отличный перевод на русский язык. Эта работа отнюдь не чета признанным шедеврам жанра, однако представляет собой крепкий середнячок, интересный главным образом экзотическим местом действия – отдалённый остров -, а также необычными животными-убийцами. Даже в 1950-е гг., когда был бум таких фильмов, крабов не рассматривали в качестве угрозы для людей, больше соблазняясь пауками и даже муравьями, значительно подросшими из-за радиоактивного заражения.