Я его слепила…
Голем (The Limehouse Golem), 2016, Хуан Карлос Медина
Дмитрий Котов об атмосферном детективном триллере Хуана Карлоса Медины
Лондон, 1880 год. Кровожадный убийца, провозгласивший себя Големом, терроризирует население района Лаймхаус, выбирая жертв в обход какой-либо логики: от проститутки до дряхлого еврея, от лавочника до служанки. К расследованию привлечен опытный инспектор полиции Килдэр в исполнении уже увядающего, но столь галантного в шейном платке и жилетке Билла Найи. Параллельно получает развитие странное дело об отравлении неудачливого писателя Джона Кри, главной фигуранткой которого становится его супруга Лиззи — звезда мюзик-холла, миловидная девушка с венцом русых кудряшек и непорочным взглядом. Связаны ли эти события, и кто скрывается под маской чудовища? Килдэр намерен докопаться до истины, а поможет ему во всей этой катавасии молодой констебль Флуд.
Голем — фольклорный персонаж, гомункул из глины, способный ожить по воле праведного раввина для служения и защиты. Мрачная легенда о суровом и своенравном великане, в XVII веке широко бытовавшая в Праге, на протяжении фильма так и не сойдет со страниц обнаруженного на месте преступления сборника древнееврейских мифов. Налет каббалистической магии — не более чем антураж для раскрытия характеров персонажей и их непростых судеб. Лишь с наступлением развязки, когда имя убийцы станет известно, иносказание, заложенное в название произведения, обретет более конкретный смысл.
“Голем”, рецензия
Фильм 40-летнего Хуана Карлоса Медины — вторая полнометражная работа режиссера, основанная на романе Питера Акройда «Дан Лено и Голем из Лаймхауса» (1994). Это замечательное костюмное кино с симпатичными театральными номерами, достойная драма, но довольно слабый детектив. В нем виртуозно воссоздан дух Викторианской Англии, причем не романтической и фэнтезийной, как в рождественских экранизациях Диккенса, а живой и реалистичной во всех своих контрастах: с нищетой трущоб, чумазыми проститутками и портовыми пьяницами, с изысканными нарядами, конными экипажами и величественной архитектурой публичных зданий. Что, впрочем, не спасает кино от вторичности, ведь время и место действия, криминальная тематика и мистический аспект полностью совпадают с триллером «Из ада» — альтернативной историей Джека-потрошителя, снятой братьями Хьюз еще в 2001 году. Главную роль там сыграл Джонни Депп, а потому знаменательно, что в «Големе» задействован актер, похожий на него как внешне, так и по амплуа: с пластикой и ужимками, будто подсмотренными у капитана Джека Воробья, Дуглас Бут воплотил на экране образ Дана Лено — комедианта, артиста мюзиклов, травести-актера. Весьма талантливо притом.
Это замечательное костюмное кино с симпатичными театральными номерами, достойная драма, но довольно слабый детектив, в котором, тем не менее, виртуозно воссоздан дух Викторианской Англии
Помимо «королевского шута» Лено, среди реальных исторических личностей, вплетенных в рассказ, зритель увидит слоняющегося по борделям писателя Джорджа Гиссинга и даже Карла Маркса, присутствие которого — лишь легкое комичное дополнение к ровному ритму повествования. Предсказуемая линейность сюжета более всего вредит детективной составляющей. Улики и зацепки вроде кровавых надписей на стене и журналов посещений тривиальны и банально скучны, методы инспектора и его напарника, в итоге сводящиеся к сличению почерков, тоже креативностью не отличаются. Явных логических ошибок здесь вроде бы и нет, но подивиться тоже особо нечему. Подозреваемые сменяют друг друга в механической последовательности, подталкивая в итоге к самой очевидной в своей неочевидности разгадке. Впрочем, не может не радовать своеобразная и не вполне ожидаемая трактовка понятий справедливости, кары и кармы, баланса добра и зла во вселенной, проведенная через групповой портрет эпохи, любовный треугольник и незавидную девичью долю.